15 лучших фильмов 90-х годов

Ах, 1990-е годы – какое славное время для любителей кино. Это была эпоха, когда Тарантино перекраивал инди-ландшафт, диснеевская анимация переживала ренессанс, а Спилберг, как легенда, создавал классику… и это лишь некоторые из заметных тенденций того времени.

15. Призрак в доспехах

Трудно придумать что-то интересное о мультфильме Мамору Ошии «Призрак в доспехах», чтобы не пройтись по уже проторенной дорожке, и не зря. Этот знаковый фильм по-прежнему достоин всех тех похвал и нареканий, которые он снискал за годы, прошедшие с момента его выхода на экраны в 1995 году. Его смелое видение антиутопии кажется естественным продолжением киберпанка вслед за «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта и «Акирой» Кацухиро Отомо. «Призрак в доспехах» – доказательство того, что жанр гораздо глубже неоновых огней и залитых дождем улиц; фильм служит суровым напоминанием о том, как выглядит человек в мире, где человечности очень не хватает. А если говорить начистоту, то открывающая фильм сцена убийства и драки на реке просто великолепна.

14. Ребята по соседству

Этот фильм 1991 г. о взрослом возрасте принес покойному Джону Синглтону звание самого молодого человека и первого афроамериканца, номинированного на премию Оскар как лучший режиссер. В центре внимания дружба Тре с Пончиком и Рикки, чьи несовпадающие, но одинаково трагические пути в конце концов заставляют Тре сделать выбор между добром и злом, жизнью и смертью. Этот основополагающий фильм остается пронзительным взглядом на мрачные реалии жизни южного центра Лос-Анджелеса той эпохи, а Синглтон прокладывает путь целому поколению афроамериканских режиссеров.

13. Фарго

Фильм братьев Коэнов «Фарго» – это идеальное сочетание мрачной комедии и триллера, в котором они преуспели. В нем рассказывается правдивая, но не совсем правдивая история обычного парня Джерри Лундегаарда, который организовывает похищение своей жены в надежде решить свои денежные проблемы, но все идет от плохого к худшему и к абсолютной катастрофе. Фрэнсис МакДорманд получила премию Оскар (как и Коэны за сценарий) за роль шефа полиции Мардж Гандерсон, чьи бескомпромиссные, но добросердечные инстинкты в конечном итоге оказываются гибелью Джерри. В фильме также принимают участие Стив Бушеми, Питер Стормаре, множество неизвестных, обладающих характерным местным акцентом, и, пожалуй, самое запоминающееся – дровокол.

12. Титаник

Фильм, давший старт карьере Леонардо Ди Каприо в стратосфере (и тысяче мемов о том, помещаются ли два взрослых человека в двери), оказал на культуру… ну, просто титаническое влияние. Эпическая катастрофа/романтика Джеймса Кэмерона на момент выхода стала самым дорогим фильмом (бюджет составил 200 млн. долл.), первым фильмом, собравшим в прокате миллиард долларов, и самым кассовым фильмом всех времен (пока его не обошел «Аватар» Кэмерона, вышедший более десяти лет спустя). По этому показателю фильм «Бен-Гур» и «Властелин колец: Возвращение короля» как фильм, получивший наибольшее количество премий Оскар (11), и, несмотря на то, что с годами он превратился в некий повод для шуток, остается кинематографическим чудом с точки зрения масштаба, амбиций и способности заставить нас плакать всего лишь несколькими нотами из жестяного свистка.

11. День независимости

Фильм режиссера Роланда Эммериха и продюсера Дина Девлина стал абсолютным летним блокбастером 1996 г., построенным на шумихе взрывной маркетинговой кампании (включавшей взрыв Белого дома), опасностях классического фильма-катастрофы (на этот раз – инопланетное вторжение), современных визуальных эффектах (еще больше взрывающихся достопримечательностей) и веселье от игры Уилла Смита и Джеффа Голдблюма, которое работает гораздо лучше, чем должно. В фильме собрался огромный актерский состав с узнаваемыми лицами, угроза, которая действительно кажется непобедимой (на какое-то время), и идеальный баланс юмора и пафоса. Конечно, склонность Эммериха к крупнобюджетным катастрофам скоро станет привычной, но здесь все части сходятся в единое целое и представляют собой хрестоматийный урок по созданию захватывающего зрелища. Добро пожаловать на Землю!

10. Побег из шоушенка

Это вдохновляющая история, в которой великолепно сыграли Морган Фримен и Тим Роббинс. Энди Дюфрейн в исполнении Роббинса, вынужденный сесть в тюрьму за преступление, которого он не совершал, – это персонаж, за которого невозможно не болеть, поскольку на протяжении нескольких лет он преодолевает невыразимые трудности, связанные с тюремной жизнью. Дружба Энди с Эллисом Бойдом Реддингом из роли Фримена – один из самых трогательных моментов фильма: заключенных связывает глубокая дружба, которая длится десятилетиями. Истории Кинга, возможно, известны тем, что пугают людей, но на «Шоушенк» лучше взять с собой платок.

9. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света

Это  фильм, который сегодня не может произвести такого впечатления, как в 90-е годы. Он не только породил целое поколение фильмов ужасов, но и стал первопроходцем в области интернет-маркетинга, которому современные студии учатся и по сей день. Вся атмосфера вышла за рамки фильма и стала залогом его успеха. С помощью хитроумных интернет-приемов (например, на страницах IMDb актеры значились как пропавшие без вести, предположительно мертвые) и сопутствующего фальшивого документального фильма (создавшего мировую легенду), показанного по телевидению до выхода фильма, создателям удалось сформировать общественное мнение, что события, связанные с тремя студентами-кинематографистами, заблудившимися в лесу Буркиттсвилля, были законными, чего не удавалось (несмотря на искренние усилия) ни одному фильму с тех пор и, вероятно, не удастся больше никогда.

8. Шоу Трумана

Это была эпоха, когда Джим Кэрри говорил из собственной задницы и пережевывал все декорации «Бэтмена навсегда», но именно его роль Трумана Бербанка в фильме Питера Уира «Шоу Трумана» дала ему шанс продемонстрировать свой диапазон. Хотя действие фильма происходило на фоне бурно развивающейся индустрии реалити-шоу конца 90-х годов, Вейр и Кэрри обратились к темам приватности, самостоятельности и подлинности в эпоху, когда они становились все более дефицитными. Сегодня фильм так же актуален, как и 25 лет назад.

7. Форрест Гамп

В списке самых актуальных фильмов 90-х годов нельзя обойти вниманием фильм, в котором глазами одного человека отражены культурные тенденции 50-х, 60-х и 70-х годов. В фильме «Форрест Гамп» главный герой в исполнении любимца американцев Тома Хэнкса борется с хулиганами, Вьетконгом и разбитым сердцем, а также, возможно, влияет на танцевальные движения Элвиса и раскрывает Уотергейтский скандал. Этот фильм об американской культуре, дарящий хорошее настроение, стал победителем сезона награждений, получив премию Оскар в номинации Лучшая картина и обойдя фаворита среди инди-фильмов – «Криминальное чтиво».

6. Молчание ягнят

История стажерки ФБР Клариссы Старлинг и расследования, которое приводит ее к печально известному Ганнибалу Лектеру, достойна изучения на всех уровнях. От одной из самых культовых ролей Энтони Хопкинса до невероятной операторской работы (только попробуйте не съежиться под пристальным взглядом прямой речи!) – «Молчание ягнят» завораживает и ужасает в равной степени.

5. Терминатор 2: Судный день

Существует ли более совершенный сиквел, чем «Терминатор 2»? Режиссер Джеймс Кэмерон вслед за оригиналом 1984 года создал фильм, который получился более масштабным и смелым во всех отношениях. Одни только экшен-сцены являются одними из самых впечатляющих в долгой и насыщенной событиями карьере Арнольда Шварценеггера. Спецэффекты были поистине новаторскими для того времени и сохранили свою актуальность спустя почти три десятилетия. Но хотя другие сиквелы «Терминатора» повышали уровень зрелищности, ни один из них не смог повторить сердце «Т2». Этот фильм о Терминаторе доказал, что безжалостная машина для убийства может понять, что значит быть человеком. И он напомнил нам, что нет будущего, кроме того, которое мы сами себе создаем, – мысль, которая с течением времени становится все более пронзительной и актуальной.

4. Бойцовский клуб

История о неудовлетворенности человека повседневной жизнью, которая приводит его в «Бойцовский клуб», не говоря уже о шизофрении и других заболеваниях, – это странный, суровый и очень оригинальный фильм Дэвида Финчера, в котором выделяются звезды Эдвард Нортон и Брэд Питт. Критикуя американский консьюмеризм и в то же время снимаясь в Голливуде, «Бойцовский клуб» во многих отношениях является загадкой. Финчер играет с кинематографом, используя нарезку кадров и образы, напоминающие «Персону» Ингмара Бергмана, но самое интересное, что если вы не имеете представления о том, что такое Ингмар Бергман, фильм все равно работает на многих уровнях благодаря своему темпу, напоминающему американские горки, и грандиозному раскрытию. Но на самом деле магия «Бойцовского клуба» обусловлена экранной химией между Нортоном, Питтом и Хеленой Боэм Картер, которые очаровывают от начала и до конца.

3. Криминальное чтиво

В 1995 году было время, когда в половине спален по всей планете на стенах висел постер с изображением Умы Турман, драпирующейся на кровати. Это просто факт. Трудно недооценить то культурное влияние, которое оказало «Криминальное чтиво» на мир кино. Звездный состав собрался для того, чтобы рассказать переплетающуюся серию историй в Лос-Анджелесе, которые в равной степени способствовали как росту карьеры, так и ее омоложению. Квентину Тарантино удалось создать постмодернистскую историю, состоящую из передозировки наркотиков, калеки и бессвязных разговоров о причудах международного гамбургерного говора, и при этом понравиться широким массам. Это уникальное кино, которое Тарантино с тех пор с трудом удается передать, но оно и по сей день восхищает зрителей. Даже если они никогда не придут к единому мнению о том, что же находится внутри этого светящегося футляра.

2. Парк юрского периода

В десятилетии новаторских фильмов Спилберга «Парк Юрского периода» занимает лидирующее положение. И дело не только в невероятных визуальных и практических эффектах, благодаря которым динозавры словно ожили – от первого взгляда на брахиозавра до триумфальной схватки между Тирексом и велоцирапторами. Это не только великолепное использование напряженности и ужаса, пронизывающих, казалось бы, семейный летний фильм. Это не просто впечатляющие декорации, потрясающая музыка Джона Уильямса, эпические боевые эпизоды, остроумный сценарий, сильное развитие персонажей или какой-то один элемент фильма 1993 года, который помог переосмыслить летний блокбастер. Это магия того, что «Парк Юрского периода» больше, чем сумма его и без того впечатляющих частей. Он каким-то образом создает двухчасовой отрезок времени, в течение которого можно отстраниться от веры и почувствовать, что динозавры действительно могут существовать, и, что впечатляет, не теряет этой магии на протяжении десятилетий, даже после появления множества других фильмов о Парке Юрского периода.

1. Матрица

«Матрица» – это не просто боевик. Это мастер-класс по техническому мастерству, который не раз переосмысливал принципы работы визуальных эффектов, меняя при этом всю индустрию. Это 101 урок онтологической философии, над которым легко посмеяться, будучи взрослым, но который открыл поколению подростков новые идеи. Спустя 20 лет после событий это четкая – и поразительно оптимистичная – метафора переходного периода сестер Вачовски, история о том, как найти в себе силы и заткнуть рот всем, кто тебя обзывает (в данном случае, в основном с помощью кунг-фу). Да, это не просто боевик. Но тот факт, что в нем есть все вышеперечисленное и одновременно присутствует «Сцена в лобби» – название настолько невероятно шаблонное, что у вас в голове не должен сразу возникнуть тот же кадр, что и у меня, – делает его одним из величайших фильмов всех времен.

Оценка / 5. Голосов:

Лайк
Лайк Мило Ха-ха Вау Грусть Злость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии