20 самых страшных игр ужасов, когда-либо созданных

Эти 20 игр не просто одни из самых страшных в играх; они являются одними из самых страшных переживаний, которые может предложить жанр ужасов.
Видеоигры пытались напугать нас с начала 80-х. В то время как оригинальная игра Haunted House для Atari, одна из первых игр ужасов на выживание, представляла свои страхи через смесь сильно пикселизированных призраков и пауков, которые вовсе не были такими пугающими, она указывала на то, куда жанр однажды пойдет. С еще одним толчком, благодаря таким играм, как Sweet Home и Alone in the Dark, жанр ужасов на выживание породил некоторые из своих самых пугающих творений: Resident Evil, Silent Hill, Fatal Frame, Eternal Darkness и Dead Space.
Сегодня жанр живет и продолжает развиваться. От интерактивных фильмов ужасов, таких как « Дожить до рассвета», до невероятных игр от первого лица, таких как P.T., жанр ужасов на выживание продолжает доказывать, почему он является одной из опор индустрии и почему он всегда будет восставать из могилы, чтобы напугать в последний раз.

Dead Space – 2008 | Visceral Games
Многие из лучших образцов научно-фантастического ужаса основаны на ужасе перед неизвестным. От «Чужого» до «Горизонта событий» научно-фантастические ужастики часто показывают нам последствия того, что мы заходим слишком далеко и сталкиваемся с чем-то, чего мы не совсем понимаем.
Эта идея лежит в основе почти всего, что делает Dead Space блестящим. В то время как атмосфера игры и звуковой дизайн мирового класса заслуживают всех похвал, которые они получили за эти годы, Dead Space действительно выделяется тем, как дизайн врагов влияет на бой и повествование. Вы никогда не забудете тот момент, когда впервые увидели некроморфа, «притворяющегося мертвым», шокирующий момент, который гарантировал, что вы никогда не почувствуете себя в безопасности в этой игре, будь то в комнате сохранения или в тихом коридоре.
То, что начинается с кровавой паники, быстро превращается в более глубокое чувство страха, которое в сочетании с невероятным художественным и звуковым оформлением внутри USG Ishimura заставляет вас чувствовать, что вы постоянно находитесь в опасности. В любую секунду некроморф может выскочить из вентиляционного отверстия, подкрасться к вам сзади и…

Resident Evil 4 – 2005 | Capcom
Было написано много слов о том, как Resident Evil 4 привнесла в жанр ужасов ощущение боевика и популяризировала более кинематографический стиль, который резко контрастировал с более методичными играми в жанре ужасов на выживание. Зло способствовало популяризации. Значение вклада игры в этом отношении невозможно переоценить.
Тем не менее, легко забыть, что Resident Evil 4 остается по-настоящему ужасающей игрой. Вместо того, чтобы заставить вас чувствовать себя совершенно беспомощным, Resident Evil 4 доставляет свои страхи в серии последовательностей, которые проверяют ваши новообретенные способности с помощью непреодолимых ужасов. Возможно, вы сможете более свободно управлять своим оружием в Resident Evil 4, чем раньше, но когда вас преследует неуклюжая фигура с бензопилой, точный прицел становится слабым утешением.

Silent Hill 2 – 2001 | Konami
Спросите геймеров, что они помнят о первом Silent Hill, и они, скорее всего, ответят «туман». Конечно, залитые туманом улицы этой игры можно частично объяснить ужасной дальностью прорисовки PlayStation, но нельзя отрицать эффективность создания у игрока ощущения, что он никогда не узнает, что находится за следующим углом.
Silent Hill 2 немного меньше полагается на туман, но сохраняет свой статус, пожалуй, самой пугающей хоррор-игры из когда-либо созданных, вызывая похожее чувство неуверенности. Сложное психологическое повествование игры ослабляет вашу хватку за реальность, в то время как внутренний ужас творений, таких как Пирамидоголовый, гарантирует, что вы не найдете утешения в любых ответах, которые вы можете найти.
Немногие игры могут так ранить вас, как Silent Hill 2. Это остается в вашей памяти еще долго после того, как быстрые страхи других игр превратились в смутное воспоминание.

Outlast – 2013 | Red Barrels
В то время как Resident Evil и другие ранние хоррор-хиты были соответствующим образом обозначены как ужасы выживания, элемент «выживания» в этих играх обычно вращался вокруг управления ограниченными ресурсами. Даже современные игры на выживание по-прежнему во многом основаны на управлении предметами.
Соответствующим образом названная Outlast использует другой подход к ужасу выживания. Да, это лишает вас ресурсов (ваша прожорливая камера в равной степени раздражает и является вашим единственным настоящим оружием), но выживание в Outlast на самом деле заключается в том, чтобы найти способ мысленно преодолеть безжалостные страхи игры. Кто-то может с полным правом спросить: «Что такого интересного в игре, которая в основном состоит из того, чтобы прятаться и бегать в темноте», но ветераны жанра увидят в Outlast испытание их решимости и остроумия. Радость Outlast заключается не в том, чтобы играть в нее или даже побеждать, а в том, чтобы сказать, что вы выжили.

Amnesia: The Dark Descent – 2010 | Frictional Games
Даже самый низкобюджетный слэшер понимает, что большая часть действия в истории ужасов основана на «беге». В реальной жизни бегство от чего-либо обычно (а иногда и несправедливо) рассматривается как акт трусости. В ужасе побег — это ваша первая линия защиты, когда вы сталкиваетесь с чем-то слишком ужасным, чтобы его можно было понять.
Amnesia понимает взаимосвязь между бегом и хоррором лучше, чем многие игры, выпущенные до нее и после нее. Лишая игроков любого реального способа защитить себя, Amnesia не только превращает бег в акт мужества в игре, где звук запускает монстров, а преодоление тьмы вслепую сводит вас с ума, но и показывает, что игры ужасов больше не должны включать полусырые боевые системы, чтобы привлекать и пугать игроков.

BioShock – 2007 | 2K Boston
Поклонники фильмов ужасов часто спорят о том, что «является» и «не является» ужасом. Например, некоторые могут назвать «Молчание ягнят» ужасом, а другие — триллером. Но есть и много других, которые просто находят повод наслаждаться всем, что их пугает, независимо от лейбла.
Возможно, BioShock обычно не получает обозначения ужасов, но это абсолютно один из самых пугающих и эффективных примеров ужасов, которые вы найдете в играх. Начиная с вступительной сцены, которая быстро раскрывает кровавые последствия бреда сумасшедшего, и заканчивая захватывающими вопросами о природе контроля, BioShock действительно ужасает, когда это необходимо.
BioShock не может работать на кошмарном топливе, но он использует лучшие приемы жанра, чтобы продвигать свое блестящее повествование и невероятное построение мира.

F.E.A.R. – 2005 | Monolith Productions
F.E.A.R. вышел примерно в разгар движения «страшных маленьких девочек», которое по-настоящему набрало обороты, когда «Звонок» неожиданно стал хитом в США. Без сомнения, ужасная маленькая Альма остается одним из лучших вариантов.
Однако легко забыть, что F.E.A.R. также была новаторской игрой в жанре экшен, установившей новый стандарт качества вражеского ИИ в шутерах от первого лица. Именно это сочетание западного экшена и восточного ужаса не только делает F.E.A.R. уникальным, но и является своего рода игровым опытом ужасов, который находит способ держать вас в напряжении, в то же время позволяя вам пробиваться через комнаты врагов.

The Thing – 2002 | Computer Artworks
Еще в начале 2000-х было легко отказаться от лицензионной игры, предназначенной для привязки к фильму или сериалу, поэтому вы можете не знать, что The Thing когда-либо была адаптирована в видеоигру. Но, несмотря на все это, The Thing предлагает действительно инновационный подход к играм в жанре ужасов.
Как и в фильме, на котором она основана, игровой процесс The Thing вращается вокруг недоверия и изоляции. Вы никогда не знаете, кто из ваших NPC-компаньонов заражен, но что действительно увлекательно, так это то, как игра заставляет вас работать, чтобы завоевать доверие и лояльность тех же персонажей, которые также не уверены, являетесь ли вы тем, за кого себя выдаете. Никогда не знать, кто друг, а кто враг, создает по-настоящему неприятный опыт, если не сказать больше, и с тех пор немногие хоррор-игры приблизились к воспроизведению ужаса системы доверия The Thing.

Alan Wake – 2010 | Remedy Entertainment
По сути, лучшая неофициальная история Стивена Кинга в играх, Alan Wake включает в себя многие из самых известных троп легендарного писателя ужасов. Есть писатель, небольшой сельский городок, окруженный лесом, и монстры, которые питаются собственными словами главного героя.
Разработчик Remedy Entertainment вкладывает душу в невероятно жуткую историю игры, которая идеально дополняется акцентом на освещении и тенях, а также сказочной атмосферой. Alan Wake — это просто любовное письмо к ужасам маленького городка, которые больше всего ассоциируются с Кингом и Стивеном Линчем.

Clock Tower – 1995 | Human Entertainment
Выпущенная примерно за год до Resident Evil, Clock Tower едва успела выйти, как ее поглотила одна из самых революционных игр 90-х. Тем не менее, Clock Tower преуспела в концепциях ужасов, которые не только отсутствовали в Resident Evil, но и, возможно, недостаточно представлены в современных играх ужасов.
Тематически вдохновленная фильмами Дарио Ардженто, Clock Tower была приключенческой игрой типа «укажи и щелкни», в которой вам нужно было прокладывать себе путь через старый дом, постоянно уклоняясь от безжалостного преследователя, вооруженного комично большими садовыми ножницами. Мало того, что геймплей «Уклонение и побег» в Clock Tower опередил свое время, но мы утверждаем, что немногие игры могут похвастаться таким запоминающимся злодеем-слэшером, как чудесно названный Человек-ножницы.
Кажется, что серия Clock Tower никогда не получит той любви, которую заслуживает, но оригинал остается одной из самых страшных игр своей эпохи.

P.T. – 2014 | Kojima Productions
Иногда кажется, что драма вокруг P.T. (скрытый релиз, участие Хидео Кодзимы/Гильермо дель Торо, отмена Silent Hills) затмевает собой саму игру.
Великолепие P.T. заключается в его способности дезориентировать игрока независимо от того, сколько раз он перемещается по его запутанному окружению, которое несколько напоминает сводящий с ума лабиринт ада из «Восставший из ада 2». Как и в случае с кошмаром, который происходит в вашем собственном доме, P.T. постоянно находит способы изменить, казалось бы, знакомое окружение, пока вы не почувствуете себя настолько преданным, что вам не захочется заглядывать за следующий угол. Это призыв к безумию, который действительно определяет страхи перед PT, даже если визуальные эффекты призраков и тревожных событий в игре достаточно, чтобы оставить вас в оцепенении. Многие пытались, но лишь немногие другие разработчики приблизились к воспроизведению чистого страха, что P.T. вселяет в тех, кто был достаточно смел, чтобы играть в нее.

Fatal Frame 2: Crimson Butterfly – 2003 | Tecmo
Конфронтация только внушает страх, если вы не уверены в результате. Вот почему многие создатели игр ужасов часто лишают игроков всех форм самообороны. В конце концов, наличие оружия, с помощью которого можно отбивать и убивать монстров, внушает чувство безопасности — или, по крайней мере, подтверждает, что у вас есть боевой шанс дожить до конца игры.
Fatal Frame 2 использует другой и блестящий подход к конфронтации и сражениям в видеоиграх. Игра вооружает вас специальной камерой, способной отгонять духов. Тем не менее, камера действительно эффективна только в том случае, если вы готовы приблизиться к духам на неудобную близость и ждать, пока ваша камера покажет, что вы собираетесь сделать оптимальный снимок. Этот стиль боя лицом к лицу в сочетании с гротескным дизайном самих духов означает, что вы никогда не будете уверены в своей способности защитить себя, несмотря на то, что вы вооружены самым лучшим оружием для вашей ситуации.
Оригинальная Fatal Frame тоже довольно хороша, но уровень и дизайн персонажей Crimson Butterfly ставят ее на первое место.

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem – 2002 | Silicon Knights
Лучшие хоррор-игры — это те, в которых в полной мере используются уникальные возможности среды видеоигр. Это не означает, что более кинематографический опыт видеоигры не может быть страшным, но есть что-то особенное в играх ужасов, которые исследуют, что возможно, когда вы несете ответственность за то, что происходит. Что касается этого, немногие делают это лучше, чем Eternal Darkness.
Нам очень нравится дизайн уровней Eternal Darkness, многовековая история и запоминающиеся персонажи, но система здравомыслия Eternal Darkness — причина, по которой она попала в этот список. По мере того, как ваш главный герой теряет рассудок из-за различных внутриигровых механик, мир вокруг него меняется удивительным образом. Головы статуй следуют за ним повсюду, повсюду слышны звуки, комната трясется, стены кровоточат… С тех пор безумие действительно эффективно изображалось в играх.
Однако лучшие моменты наступают, когда игра заставляет игроков поверить, что все их сохранения были удалены или что их GameCube каким-то образом отключился. Эти моменты мета-ужаса действительно заставляют задуматься о том, что реально, а что у вас в голове.

Manhunt – 2003 | Rockstar
Ужас Manhunt не ограничивается тем, как игра вас пугает. Предпосылка этой жемчужины, окружающая среда и напряженные последовательности скрытности, но мы также видели их раньше в других местах. Что делает Manhunt по-настоящему ужасной, так это то, как вы себя чувствуете, когда играете в нее.
В Manhunt вы являетесь участником чьей-то извращенной фантазии, которая заставляет вас считаться с собственной человечностью и тем, как далеко вы готовы зайти, чтобы выжить. Хотя вы можете просто убивать врагов на своем пути (а иногда и полностью избегать их), игра побуждает вас совершать все более жестокие убийства, чтобы получить лучшие награды. Слабые похвалы от режиссера этого интерактивного фильма, неудобные визуальные эффекты самого убийства и тревожное чувство выполненного долга, которое вы получаете, совершая действительно жестокое убийство, остаются с вами еще долго после того, как традиционные страхи других игр исчезли.
Когда- то мы называли Manhunt настоящей грандхаусной игрой. Что ж, так же, как старые фильмы о грандхаусе, Manhunt бросит вызов вашему восприятию того, что представляет собой развлечение.

Resident Evil Remake – 2002 | Capcom
Оригинальный Resident Evil — блестящая игра. Это навсегда изменило наши представления о жанре хоррор-видеоигр и установило стандарт, который до сих пор используется для оценки игр ужасов. Однако оригинальный Resident Evil меркнет по сравнению с величием собственного ремейка 2002 года.
Resident Evil Remake — это больше, чем просто серия улучшенных визуальных эффектов (даже если они настолько хороши, что игра до сих пор выглядит невероятно). Речь идет о желании команды Resident Evil сделать игру, которую они хотели сделать в 1996 году, но не смогли из-за технических ограничений. Это видение включает в себя невероятные визуальные страхи (многие из которых стали возможными благодаря кинематографии системы фиксированных камер игры), клаустрофобную среду, в которой кажется, что она душит вас, и даже присутствие багровых голов, порочной мутации. Это может появиться, если вы не убьете обычного зомби должным образом. Она воплощает в себе все самое лучшее, что есть в классическом хорроре 90-х, и в то же время улучшает оригинал таким образом, что он кажется вечным независимо от того, когда вы в него играете.
Тот факт, что этот ремейк каким-то образом делает Resident Evil более доступным и ужасающим, — достижение, которое невозможно переоценить. Это действительно золотой стандарт ремейков видеоигр.

Until Dawn – 2015 | Supermassive Games
Острые ощущения от слэшеров 80-х редко были связаны с сюжетом, посланием или какими-либо другими традиционными кинематографическими достоинствами. Чаще речь шла о темном удовольствии узнать, кто получит это следующим и как они умрут. «Дожить до рассвета» смешивает эти острые ощущения с интерактивностью, которую можно найти только в видеоиграх.
В этой игре ваш выбор может прямо или косвенно влиять на то, будет ли персонаж жить или умрет. Вы знаете, как фанаты ужасов иногда кричат на киноэкран, чтобы предупредить персонажей, чтобы они бежали или разворачивались или не заходили туда? Что ж, теперь вы можете увидеть, насколько ваш совет поможет этим персонажам.
Конечно, новизна этой механики иногда приводит к тому, что люди забывают, насколько страшна эта игра. Конечно, большая часть ужасов вращается вокруг скримеров, но то, как «Дожить до рассвета» постоянно заставляет нас вскакивать со своих мест во время нарастающей серии ужасающих моментов, демонстрирует не только любовь разработчиков к жанру слэшеров, но и их понимание того, что страх от прыжка так же хорош, как и чувство страха прямо перед ним.
«Дожить до рассвета» — это слэшер 80-х, о котором геймеры просили десятилетиями, но это еще не все. Это игра, которая превращает быстрые страхи в длительные кошмары, которыми так же весело делиться с друзьями, как и самыми запоминающимися хоррор-хитами 80-х.

Condemned: Criminal Origins – 2005 | Monolith Productions
Незаметно выпущенная как часть стартовой линейки Xbox 360, есть большая вероятность, что многие геймеры той эпохи пропустили Condemned в пользу таких игр, как Perfect Dark: Zero, Project Gotham Racing 3 и Kameo: Elements of Power. Тем не менее, те, кто рискнул сыграть в эту малоизвестную хоррор-игру, знают, что она легко входит в число самых страшных игр, когда-либо созданных.
История федерального следователя, которому поручено выследить серийных убийц, Condemned затрагивает тематическую тему, которую мы на удивление не так часто видим в играх. Это ближе к фильму, подобному «Семь», чем к сверхъестественной пище, которую мы обычно получаем в играх ужасов. Тем не менее, это оказывается идеальной установкой.
Образ мышления и мотивы этих серийных убийц часто проявляются через логова, в которых они обитают. Хотя ни одно из логовищ не является таким ужасным, как универмаг, где некоторые манекены на самом деле являются замаскированными убийцами, дизайн каждой области блестяще заставляет вас погрузиться в разум некоторых действительно обеспокоенных людей, чтобы остановить их.
Вдобавок ко всему, Condemned установила золотой стандарт хорроров от первого лица (и хоррор-боев от первого лица) в то время, когда эта концепция была такой грубой, как никогда. На самом деле, великая Resident Evil 7 больше обязана своим дизайном Condemned, чем P.T. или предыдущим играм Resident Evil. Тем не менее, Condemned все еще может быть страшнее, чем даже его духовные преемники.

Darkwood – 2017 | Acid Wizard Studio
2017 год был невероятным для игр, поэтому неудивительно, что Darkwood не привлекала внимания во время своего первого выпуска. Опять же, мы не знаем многих игроков, которые добровольно погрузились бы в этот кошмар, как только поняли, что это такое.
Вы просыпаетесь в Darkwood, не зная, кто вы, где вы и что происходит. Все, что вы знаете, это то, что какая-то злобная сила нападает на вашу каюту ночью. Чтобы пережить его все более жестокие атаки, вы должны искать припасы, защитные инструменты и все, что поможет вам продержаться еще одну ночь. В то время как эти ночные сцены являются источником самых запоминающихся моментов Darkwood, именно в те другие моменты, когда вы бродите по бесконечному темному лесу в поисках припасов, Darkwood вселяет в вас чувство безнадежности, которое заставляет вас задуматься, как вы вообще собираетесь сделать это.
Выживание долгое время было основным элементом хоррор-игр, но когда дело доходит до того, чтобы заставить вас по-настоящему бояться темноты и чувствовать, что вы выживаете вопреки невероятным трудностям, Darkwood справляется с этим лучше, чем любая другая игра за последнее время.

Fallout 3 – 2008 | Bethesda Game Studios
Удивлены? Мы уже назвали Fallout 3 одной из самых страшных когда-либо созданных игр и придерживаемся этого утверждения.
Да, большинство видений постапокалиптического будущего, как правило, довольно ужасны. Скелеты, держащиеся за руки на смертном одре, гротескные мутанты, преследующие вас в темноте, нехватка ресурсов… в Fallout 3 много традиционного ужаса. Тем не менее, немногие из этих традиционных элементов были бы столь же эффективны, если бы не нетрадиционный способ их доставки Bethesda.
Fallout 3 — это игра, которая позволяет вам попасть в беду. Вы исследуете Столичную Пустошь на свой страх и риск, и эта свобода исследования обычно приводит к каким-то кошмарным творениям, с которыми вы обычно не готовы должным образом справиться. Помните свою самую первую встречу с Когтем Смерти? То, как Fallout 3 создает общий уровень напряжения и страха, впечатляет, но что отличает игру, так это те моменты, когда вы натыкаетесь на ее самые темные глубины и сталкиваетесь с ее истинными ужасами.

Five Nights At Freddy’s – 2014 | Scott Cawthon
Мы склонны неправильно запоминать культовую классику. «Техасская резня бензопилой» запомнилась как неустрашимо жестокий фильм ужасов, но на самом деле в фильме очень мало насилия на экране. «Рэмбо: Первая кровь» обычно считается одним из ярких примеров высокооктанового боевика 80-х, но на самом деле это скорее исследование характера, в котором Рэмбо почти никого не убивает.
Five Nights at Freddy’s находится в аналогичном положении. Он считается одним из крестных отцов эры страха перед прыжком на YouTube, который некоторые люди считают самой дешевой формой хоррора, которую только можно вообразить, но на самом деле игра раскрывает кое-что гораздо более интересное. В то время как Five Nights at Freddy’s часто предупреждает вас о надвигающихся страхах с помощью языка игрового процесса, который вы должны научиться расшифровывать, аниматронные чудовища игры поначалу кажутся непредсказуемыми, когда вы карабкаетесь от камеры к камере, пытаясь понять их следующий ход.
Благодаря своему минималистичному дизайну, отсутствию крови и увлекательной предпосылке Five Nights at Freddy’s помогла открыть эру хоррор-игр, целью которой было показать, что напугать игрока до чертиков — само по себе преимущество.