«Баллада о змеях и певчих птицах» объяснение концовки

Мы исследуем двусмысленные тайны, которым суждено свести с ума президента Сноу после событий «Баллады о змеях и певчих птицах».
Что случилось с Люси Грей?
Этот вопрос преследовал Кориолана Сноу в конце фильма и, вероятно, будет преследовать его до сих пор, когда он, уже будучи стариком, обладающим абсолютной властью, увидит Катнисс в платье, которое загорится. Мы подозреваем, что некоторым зрителям будет интересно узнать и о судьбе Люси Грей Бэрд, которую неоднозначно сыграла Рэйчел Зеглер. Конечно, в этом и есть смысл.
Как издевается над юным Корио самовлюбленный Дин Каска Хайботтом в исполнении Питера Динклэйджа, именно тайны, которые мы не можем разгадать, сводят нас с ума. Для Каски эта тайна заключается в том, чтобы найти способ прекратить Голодные игры. Он придумал концепцию Игр как жестокую инсценировку – пьяный ответ на университетское задание, в котором студентам предлагалось придумать самое садистское наказание для своих врагов, какое только можно себе представить, – но затем его бывший друг, отец Корио, передал идею женщине, которая стала первым создателем Голодных игр, доктору Галлу.
Призраки Дина Хайботтома – это все дети, убитые идеей, которая переживет его почти на столетие. Сноу, однако, становится гораздо более невозмутимым, видя свои руки в крови на протяжении всего романа «Певчие птицы и змеи». Вместо этого его преследует чистая и счастливая жизнь, которую он оставил ради власти и привилегий, которых он жаждет. Вскоре единственным человеком, способным вспомнить, что это чудовище когда-то было человеком, становится Люси Грей. И она мертва… верно?
В фильме мы видим ее в последний раз – или думаем, что видим, – когда паникующий Корио убеждается, что она оставила ему ядовитую змею, и начинает палить из автомата по деревьям. Ему кажется, что он попадает в нее, и зрителям тоже кажется, что в бегущую женщину попала шальная пуля. Но когда Кориолан подходит к месту, где она была сражена, тела нет. А ее голос все еще звучит, когда сойки-пересмешницы разносят над головой ее песню «Повешенное дерево». Они дразнят его.
Стрелял ли он в нее? Убил ли он женщину, которую, по его словам, любил? И почему фильм, как и книга, положенная в его основу, оставляет нас в сомнениях?
Сноу и отличия от книги
Прелесть того, что мы не знаем наверняка, как будут развиваться финальные события – от того, действительно ли Люси Грей оставила змею для Корио, до того, убил ли он ее, – заключается в том, что автор Сюзанна Коллинз отказывается дать какую-либо ясность или простое объяснение выбору, который делают ее герои. Падение Сноу в фашистскую капитуляцию – это не бинарная ситуация, в которой если бы он не ударил световым мечом по руке Мейса Винду, то, возможно, никогда бы не поддался Темной стороне. Темная сторона всегда присутствует в каждом из нас, и это тот маленький выбор, который мы делаем. Эти маленькие решения зачастую неизменно приводят к большим, которые определяют нас.
В книге происходят те же основные события, что и в конце романа «Певчие птицы и змеи», но детали уже другие. И, откровенно говоря, они более насыщенны. И в фильме, и в романе Сноу принимает эгоистичное решение сдать своего лучшего друга Серджануса Плинта. Частично он может оправдать это как акт самосохранения, поскольку именно политика Серджануса поставила Сноу в ситуацию, когда ему нужно было убить дочь мэра 12-го округа или позволить ей отправить Люси Грей (а возможно, и себя) на виселицу. Политический радикализм Серджануса – это и недальновидность, и риск для его соратников. Тем не менее, Корио отправил друга на виселицу и наблюдал за тем, как его вешают за преступление, в котором он тоже был по касательной виновен.
На страницах книги разгадка предательства Люси остается открытой для более широкой интерпретации. Литературная героиня не выдает свой растущий страх и холодный скептицизм по отношению к Сноу так явно, как это делает Зеглер после их бегства в лесную хижину. Это делает выбор Корио еще более холодным в прозе.
Похоже, он действительно любил (или, по крайней мере, был влюблен) в Люси Грей, выбрав Дистрикт 12 в качестве места своего изгнания после того, как был изгнан из Капитолия за то, что помог ей выжить на Голодных играх. И вряд ли стоит выбирать между тем, чтобы стать очередным Миротворцем, фашистским головорезом только по имени, и тем, чтобы сбежать с ней в пустыню – тем более что его отпечатки пальцев на пистолете, из которого была убита дочь мэра.
Но когда они добираются до хижины в лесу, Корио находит оружие, которое Серджанус тайно переправил повстанцам Дистрикта 12, включая его собственное орудие убийства. В книге Люси Грэй, кажется, удивлена, как и Сноу, тем, что оружие находится там, но в фильме она направляет своего любовника прямо к нему. Это проверка. Она явно поймала его на лжи, когда он признался, что тем летом убил трех человек, и этого хватит на всю жизнь. Кто был третьим, Корио? Он не может признаться, что это был Сеянус, которого он продал, как классический Иуда, но его уловки очевидны.
Пистолет – его последнее испытание, и, по крайней мере в книге, он сразу же его проваливает. Когда он выходит под дождь в поисках Люси Грей, то с удивлением видит, что у него в руках пистолет. Он понимает, как оно выглядит, и приказывает себе положить его. Но он этого не делает. Читая его внутренний монолог, мы понимаем, что, как только он видит улику, заставившую его бежать от цивилизации, он испытывает облегчение. Он сразу же решает, что отправится в Дистрикт 2 и в офицерскую школу; что покинет Люси Грей после одного дня, проведенного в лесу; что не оставит комфортные условия власти, чтобы построить крышу с девушкой, в которую влюблен. Он даже признает, что не знает, как строить крышу!
Поэтому он выходит из дома с пистолетом и начинает потихоньку объяснять себе, что не может доверить Люси Грей тайну о дочери мэра. Это те же самые мысленные шаги, которые он сделал, чтобы оправдать отправку Сеянуса в петлю палача.
В фильме больше двусмысленности в отношении Корио и меньше – в отношении Люси Грей. Он выносит ружье из хижины только для того, чтобы выбросить его в озеро и тем самым спрятать следы еще одного убийства. Он не проявляет ни малейшей склонности к убийству Люси Грей, пока не обнаруживает ее шарф и змею под ним. Только после того, как он поднимает шарф и его кусают, он становится жестоким, готовым зарезать женщину, которую он спас от Голодных игр, в их собственном интимном воссоздании гладиаторских состязаний.
В любом случае, суть в том, что Корио делает предположения о Люси Грей и о себе. Он обращается к злу не из-за внешних сил. Никто другой в этом не виноват. Если он и совершил добрый поступок, спасая жизнь Люси Грей на Голодных играх, то только потому, что был влюблен в нее; но все, что он делает, он делает из эгоизма. На краткий миг защита певчей птички стала частью этого эгоизма, и он даже убил ее в ту ночь, когда они обнаружили контрабандное оружие.
Но дело в том, что когда обстоятельства меняются, и цвет первой любви увядает, нам предлагается увидеть, как человек, движимый амбициями и защитой (и расширением) собственных привилегий, может самооправдать все, что угодно. Он отправился с ней в пустыню, потому что это был его лучший вариант; как только появилась возможность сделать что-то лучше, он готов поверить, что она его враг, и настраивает себя на то, чтобы спустить курок.

Собиралась ли Люси Грей убить Кориолана змеей?
Хотя в фильме и романе Корио приходит к финальной точке несколько разными путями, финал Люси Грей остается одинаково отстраненным в обоих произведениях. Зрителю/читателю остается решить, пыталась ли она убить мальчика, который, по ее словам, был чист как снег, и удалось ли ему убить ее… Но если вы хотите узнать нашу интерпретацию…
Люси Грей полюбила Кориолана Сноу, но только за то, что он заслужил ее доверие. Она попросила его принести трибутам еды, когда их оставили голодать в зоопарке, и он сделал это. Он пообещал вывести ее живой из Игр, и он это сделал, рискуя и теряя много сил. Он показал себя другом, и с этого момента между ними возникли теплота и привязанность.
Доверие было разрушено, когда Корио проговорился, что тем летом убил третьего человека, но не признался, кого именно. Странно, но он мог бы сказать, что это кто-то другой в Капитолии или кто-то из трибутов, которых он помог Люси с сожалением отравить на Играх. Но он уклонился от ответа. Это свидетельствовало о том, что он скрывает что-то ужасное… И единственным человеком, которого она знала, умершим недавно, был лучший друг Корио, Серджанус.
Так что да, она догадалась, что он убил Серджануса, и, как я понимаю версию Зеглера, она хотела как можно быстрее от него отделаться. Но даже если это не так, она оставила ему последнее, окончательное испытание, которое он эффектно провалил.
Позже в фильме, когда Сноу, прихрамывая, возвращается в казармы миротворцев Дистрикта 12, его рану от змеи осматривает врач. Она говорит ему, что змея не была ядовитой, а боль в сердце, которую он почувствовал, была вызвана его собственным страхом и паникой. Как и конечная судьба Люси Грей, это заставляет Сноу пересмотреть свои предположения. Она не пыталась убить его, так неужели он слишком остро отреагировал на некую случайность и без причины застрелил свою возлюбленную?
Возможно. Но мы в этом сильно сомневаемся. Зрителям говорят, что Люси Грей знает толк в змеях, особенно в Аппалачских лесах, где она выросла. И слишком уж удобно, что ее оранжевый шарф остался лежать над змеиным жилищем сразу после того, как она исчезла из хижины. Она также не отвечала на звонки Корио, когда он искал ее, несмотря на ее прежние заявления о том, что она собиралась просто покопать немного Китнисс. Как и пистолет в доме, змея была испытанием. Как отреагирует Корио?
В ответ он направил пистолет в ее сторону, подтвердив тем самым, что именно он и был настоящей змеей.

Умерла ли Люси Грей или… ее песня вернулась в Капитолий?
Это возвращает нас к первоначальному вопросу: что случилось с Люси Грей? В книге эта загадка раскрывается лучше, поскольку она написана полностью с его точки зрения, а он после укуса змеи явно впал в ненадежное бешенство. Он понятия не имеет, что там произошло, хотя и признается себе, что она, скорее всего, жива, и даже оставляет ей привезенные с собой припасы, чтобы она могла продолжать жить в пустыне одна.
Однако в фильме скрыть факты гораздо сложнее. Мы видим, как он стреляет в ее силуэт, но среди бела дня не видим тела. Он никогда не бил ее, а она, наоборот, немного вывела его из себя, спев несколько нот «Висячего дерева» и позволив перекликающимся сойкам мучить его весь оставшийся день.
Она не умерла, и в глубине души Корио знает, что она не умерла. Когда он возвращается в Капитолий, то с облегчением узнает из книги, что Голодные игры этого года будут вычеркнуты из учебников истории. Правительство Капитолия, конечно, сохранит мастер-копию, не менее чем для личного развлечения доктора Галла, но повторных показов и роликов о девушке, которая пела змеям на Играх, не будет. Ее выживание граничило с подстрекательством, и Капитолий не хочет, чтобы люди помнили об этом факте.
Для Корио это еще одно облегчение, ведь ему больше никогда не придется видеть лицо Люси Грей. Бедную певчую птичку словно вычеркнули из существования…., а ведь из оригинального фильма «Голодные игры» мы знаем, что старый президент Сноу (Дональд Сазерленд) приходит в ужас от одной только мысли о Китнисс Эрджин и ее растущей популярности. Его яростный скептицизм так и не был объяснен, и нам остается только подозревать, что его преследует аналогичная дань из прошлого многих Голодных игр.
Мы не понимали, насколько это правда, пока не увидели «Певчих птиц и змей». Он не только влюбился в девушку из Дистрикта 12, которая бросила вызов Капитолию, выжив в радужных змеях Галлии, но и так и не узнал, что с ней случилось. По правде говоря, она, вероятно, до сих пор снится ему, и «Висячее дерево», о котором она, возможно, пела еще долго после того, как Сноу покинул Дистрикт 12.
В связи с этим возникает интересный вопрос: является ли Люси Грей Бэрд бабушкой или даже прабабушкой Китнисс Эвердин? Вполне возможно. Она любила картошку с Китнисс! И если она выжила под градом пуль Сноу, то могла оставаться в дикой местности дни и годы, прежде чем вернуться в мрачное подобие цивилизации.
В конце концов, будет новый мэр и новая дочь мэра, и по мере смены руководства Капитолия интерес к этой кочевой девчонке Кови, которую остальные жители округа 12 даже не считают настоящей соседкой, будет снижаться. Даже ее статус победительницы будет забыт уже через десять лет.
Она могла бы когда-нибудь покинуть эти леса и родить детей, которые бы лучше ассимилировались в округе. Никто бы не вспомнил о ее прошлом; никто, кроме человека, ставшего диктатором Панема и увидевшего ее лицо в Китнисс и услышавшего ее голос в девочке из Дистрикта 12 с бантиком, поющей «Где-то на лугу» маленькой Рю в прямом телеэфире.
Вопрос о том, является ли Китнисс прямым потомком Люси Грей, остается открытым для интерпретаций и канона, но, по сути, в сознании президента Сноу, а значит, и в сюжете, она – призрак мести Люси Грей. Именно поэтому, предупреждая Китнисс, он говорит о своем опыте: «Нас губит то, что мы любим». Его любовь и страх перед Люси Грей также разрушили его, когда его фанатичная одержимость Китнисс превратила ее в героя и символ восстания, которого он боялся. И на этот раз он не смог притвориться, что никогда не слышал ее песню Сойки-пересмешницы.