Изменение распорядка дня: аутичные дети и подростки

Распорядок: аутичные дети и подростки
Дети и подростки, страдающие аутизмом, часто любят рутины и ритуалы и не любят перемен. Это означает, что вашему аутичному ребенку может потребоваться помощь, чтобы изменить распорядок дня.
Общие изменения или новые ситуации могут включать:
- Выход из дома.
- Наличие посетителей в вашем доме.
- Собирание в новое место, например к стоматологу.
- Переключение внимания между игрушками, занятиями или задачами или переход от предпочтительных занятий к менее предпочтительным.
- Делать вещи в другом порядке – например, принимать ванну в необычное время.
- Есть новые продукты или носить новую одежду.
- Смена учителей или запланированные мероприятия в школе.
- Неспособность закончить деятельность.
- Отмена занятий – например, отказ от похода в парк из-за плохой погоды.
Детям-аутистам может быть трудно следовать объяснениям и инструкциям, поэтому просто рассказать ребенку об изменении может не всегда работать. Визуальные стратегии часто работают лучше.
Планирование ожидаемых изменений в распорядке дня аутичных детей
Есть некоторые переходы и изменения в распорядке дня, к которым вы можете подготовиться, потому что знаете о них заранее. К ним относятся такие вещи, как выход из дома, посещение вечеринки или посещение встречи.
Если ваш ребенок знает, чего ожидать, он может лучше справиться с такими изменениями. Приведенные ниже стратегии могут помочь.
Социальные истории
Социальные истории — это хороший способ рассказать ребенку о том, что должно произойти, в понятной для него форме.
Например, вы можете создать социальную историю о посещении врача. Вы можете использовать картинки, слова или и то, и другое, чтобы описать выход из дома, прибытие к врачу, измерение артериального давления и так далее. Хорошая идея – закончить рассказ на позитивной ноте, например: «Когда встреча закончится, мы можем поиграть в парке».
Сообщая ребенку, чего ожидать, вы сокращаете количество сюрпризов и заверяете его, что это будет положительный опыт.
Расписания
Расписания — это простой способ сообщить ребенку, чего и когда ему ожидать. Вы можете использовать картинки, слова или и то, и другое. Например, попробуйте использовать изображения часов, чтобы объяснить, в какое время ваш ребенок может ожидать определенного действия.
Некоторые дети могут очень расстроиться, если вы скажете им, что вечеринка по случаю дня рождения закончится в 15:00, а это не так, или если им сказали, что прием к врачу назначен на 10:00, но он будет ближе к 11:00. В таких ситуациях может быть полезно использовать ориентиры, такие как утренний чай, после обеда или после школы, а не конкретное время. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок принял ванну раньше, чем обычно, ваше расписание может показывать изображение ванны перед изображением вашего ребенка за ужином.
Дети старшего возраста могут использовать приложения для расписания или календаря для управления событиями и занятиями.
Дополнительное время
Ваш ребенок будет меньше беспокоиться, если сможет потратить дополнительное время на внесение изменений. Например, чтобы помочь своему ребенку справиться с тем, что кто-то приходит к вам в гости, вы можете провести некоторое время с ним, готовясь к визиту. Вы можете рассказать о том, что будет происходить во время визита, или посмотреть фотографии того, что произойдет.
Посещение новых мест
Возможно, вы сможете организовать посещение нового места, например, места празднования дня рождения, заранее, возможно, в более спокойное время дня. Таким образом, ваш ребенок может познакомиться с окружающей средой, не отвлекаясь от шума и людей. Вы также можете поискать изображения этого места в интернете.
Таймеры
Если вашему ребенку сложно переключиться с любимого занятия, может помочь таймер. Установите время и сообщите ребенку, что задание закончится, когда зазвонит таймер. Эта стратегия также может помочь при выходе из дома. Например: «Когда зазвонит таймер, пора идти». Дети постарше могли устанавливать свои собственные будильники на свои телефоны или планшеты.

Небольшие изменения
Это может помочь внести небольшие изменения и постепенно продвигаться вверх.
Например, ваш ребенок может настаивать на том, чтобы сначала позавтракать, а затем одеться, но вы хотите, чтобы ваш ребенок оделся до завтрака. Вы можете начать с того, что просто наденьте ребенку носки перед завтраком. Как только ваш ребенок освоится с этим, вы можете попробовать надеть носки и брюки перед завтраком и так далее.
Хвалите и награждайте ребенка, когда он проявляет гибкость, и пытайтесь справиться с этими изменениями.
Медленно и равномерно
Если вашему ребенку трудно переключаться между занятиями, попробуйте постепенно добавлять новые занятия, по одному.
Например, вы можете захотеть, чтобы ваш ребенок научился прекращать то, что он делает, и переходить к новому занятию, когда вы его просите. Вы можете начать с нового занятия, которое, как вы знаете, понравится вашему ребенку. Когда ваш ребенок выполнит задание, похвалите его и дайте награду, например, «дай пять», наклейку или дополнительное время на компьютере.
Продолжайте делать это, пока ваш ребенок не научится переходить к новому занятию, когда вы его попросите. Затем вы можете попытаться усложнить переход, например, перейти к занятию, которое ваш ребенок раньше не делал.
Продолжайте практиковаться, пока ваш ребенок не сможет перейти к новым занятиям, когда вы просите, даже если это незнакомые занятия или вещи, которые вашему ребенку не нравятся.
Другие люди
Иногда может помочь включение других людей, например, учителя вашего ребенка или врача, в ваш план изменений. У них могут быть советы по планированию успешного перехода.
Поведенческие навыки
Не существует специальных методов лечения или поддержки для управления изменениями, но стратегии поведения могут помочь. Они включают в себя прикладной анализ поведения (ABA), дискретное пробное обучение (DTT), поддержку положительного поведения (PBS) и лечение опорных реакций (PRT).
Управление неожиданными изменениями в распорядке дня аутичных детей
Иногда изменения бывают неожиданными, и у вас нет времени планировать заранее. Но вы и ваш ребенок все еще можете подготовиться к тому, чтобы справиться с внезапными или неожиданными изменениями.
Это начинается с введения системы предупреждения о неожиданных изменениях, когда ваш ребенок спокоен.
Один из способов сделать это – создать некоторое «пространство» для изменений в визуальных опорах вашего ребенка.
Например, если вы используете визуальный график занятий для вашего ребенка, вы можете оставлять промежутки между каждой картинкой, чтобы потом можно было вставить другие картинки. Вы можете использовать «вопросительный знак» для обозначения «тайны» или неопределенности. Если у вашего ребенка есть письменное расписание, оставляйте одну пустую строку между каждым заданием.
Вы можете использовать пошаговый подход, чтобы помочь своему ребенку узнать, как знак «?» работает. Ваш ребенок может постепенно научиться справляться с приятными изменениями, а затем и с менее приятными.
Например
- Отправляйтесь на прогулку, поставив «?» по расписанию. Удостоверьтесь, что для вашего ребенка происходит что-то забавное, когда пора делать «?» по расписанию. Хвалите ребенка за то, что он справляется. Ваш ребенок может понять, что что-то неожиданное может быть приятным.
- Идите на прогулку без знака «?» по расписанию. В какой-то момент проскользните «?» в пробел в расписании. Немедленно приготовьте забавный сюрприз и похвалите ребенка за то, что он справляется.
- Идите на прогулку без знака «?» по расписанию. В какой-то момент совершите незапланированное отвлечение – например, брат или сестра хочет заглянуть в зоомагазин, а этого нет в расписании. Добавьте «?», наградите ребенка за то, что он справляется, а затем быстро вернитесь к расписанию.
- Идите на прогулку без знака «?» по расписанию. Сделайте незапланированное развлечение, которое обычно не нравится вашему ребенку, например, посетите еще один магазин. Покажите это, поместив «?» в соответствующем промежутке в расписании. Когда закончите, наградите ребенка за то, что он справился, а затем вернитесь к расписанию.
Как только ваш ребенок узнает «?», вы можете использовать его в любое время, когда произойдет неожиданное изменение, чтобы показать, что будет отклонение от расписания, а затем возвращение.
Вы можете объединить эту технику с социальной историей, чтобы объяснить своему ребенку, что иногда все идет не так, как указано в расписании. Вы можете указать, что ваш ребенок может делать, когда что-то идет не по плану. Например: «Когда что-то меняется, я могу сделать пять глубоких вдохов или назвать всех покемонов в алфавитном порядке в своей голове, пока не почувствую себя спокойно».
Поощрение гибкости
Еще один простой способ помочь старшим детям справиться с изменениями — это придать большое значение концепции «гибкости».
Хвалите или поощряйте ребенка, когда он справляется с переменой или неожиданным событием, например, если он не получил желаемый номер столика в ресторане. Расскажите ребенку, как замечательно, что он «гибкий», и попросите его связать этот навык с получением чего-то, что ему нравится, например, внимания.