«Кошмар перед Рождеством»: это рождественский фильм или фильм на Хэллоуин?

В 25-ю годовщину выхода классического анимационного фильма мы решаем этот спор раз и навсегда.
Снова наступило это время года. Нет, не Хэллоуин, и не Рождество. Настало время для каждого любителя кино выразить свое крайнее и страстное мнение о том, является ли любимый классический фильм Генри Селика «Кошмар перед Рождеством» рождественским фильмом… или фильмом на Хэллоуин.
Фильм «Кошмар перед Рождеством», снятый Тимом Бертоном и основанный на одной из его поэм, рассказывает историю Джека Скеллингтона, тыквенного короля Хэллоуина, который живет в Хэллоуинтауне и каждый год устраивает самую страшную ночь в году. Но он страдает от серьезного творческого выгорания, поэтому, случайно наткнувшись на Кристмастаун, он решает попробовать свои силы в Рождестве.
Фильм ловко объединяет Хэллоуин и Рождество, добавляя причудливые штрихи к любимой иконографии праздника, например, гигантскую змею вместо чулка или сани, управляемые скелетными оленями.
Зрители любят «Кошмар перед Рождеством», по крайней мере, сегодня. Когда он вышел 25 лет назад, некоторые люди не знали, что с ним делать, поскольку он был слишком жутким для самых маленьких детей, но слишком детским, чтобы понравиться многим взрослым. Со временем, однако, он обрел страстный культ среди жутковатых детей и взрослых, которые в душе остаются детьми, и теперь он сам по себе считается вечной классикой.
Но люди до сих пор спорят, каждый год… Является ли «Кошмар перед Рождеством» «рождественским фильмом», в котором просто присутствуют персонажи Хэллоуина, или же это «фильм на Хэллоуин», в сюжете которого просто присутствует Рождество?
Что ж, пришло время ответить на этот вопрос раз и навсегда. Почему? Потому что иначе люди никогда не замолчат по этому поводу, а также потому, что, как фанаты, мы любим аккуратные и опрятные коллекции. Нам нравится определять вещи, и мы любим понимать, как они на самом деле работают.
И мы, конечно же, любим «Кошмар перед Рождеством», поэтому мы начинаем…!
Аргументы в пользу Хэллоуина

Фильм «Кошмар перед Рождеством» начинается и заканчивается в Хэллоуинтауне, месте, где каждый год на Хэллоуин появляются вурдалаки, гоблины и всевозможные пугающие существа. Но поскольку это фильм Тима Бертона, все они – очаровательные, работящие люди, которые просто выглядят страшно и имеют жуткие интересы. Это люди Хэллоуина.
В центре всего этого – Джек Скеллингтон, тыквенный король Хэллоуина, творческий гений, потерявший свой драйв. У него нет идей, ему хочется отдохнуть, и когда он случайно попадает в Кристмасстаун, его настигает внезапный прилив вдохновения. Рождество приводит его в восторг, но в течение фильма он возвращается и понимает, что его сердце принадлежит Хэллоуину.
Другими словами, в мире Хэллоуинтауна Рождество – это причуда. Это мимолетное увлечение, забавная идея, которая не сработала и, возможно, больше никогда не повторится. Цель Рождества – дать всем понять, что для счастья не нужно Рождество; нужно быть верным себе. Им нужно быть верными Хэллоуину.
Аргументы в пользу Рождества

В названии фильма «Кошмар перед Рождеством» есть слово «Рождество», и это не случайно. Главные герои – жители Хэллоуинтауна, но история рассказывает об их первом знакомстве с Рождеством и о том, какое влияние оно оказывает на них в их обществе. Если назвать «Кошмар перед Рождеством» фильмом о Хэллоуине только потому, что главные герои из Хэллоуинтауна, то этот аргумент следует довести до логического конца: рождественских фильмов не существует, если только они не происходят на Северном полюсе.
В течение всего фильма «Кошмар перед Рождеством» Джек Скеллингтон узнает истинное значение Рождества. Он уже понял, что такое Хэллоуин. Но он не понимал, что Рождество – это совершенно другая сущность. Это не просто творческий выход для таких художников, как он сам, это праздник со своей индивидуальностью и своими посланиями. Нельзя просто бросить сплющенные головы в коробку и назвать это «Рождеством».
Рождество – это время единения в мире «Кошмара перед Рождеством», и кульминацией фильма является преодоление Джеком своих эгоистичных художественных навязчивых идей и осознание того, что ему необходимо ценить человека, который его любит, а к концу фильма – и того, кого он любит в ответ. Переживание Рождества – вот что меняет Джека Скеллингтона. Рождество делает его лучшим человеком.
Аргументы в пользу обоих вариантов

Возможно, самым важным решающим фактором любого «праздничного фильма» является следующий: если убрать праздник, останется ли фильм? В конце концов, вы не можете убрать Рождество из «Санта Клауса» так же, как Хэллоуин из «Фокуса-покуса». В настоящем праздничном фильме праздник не может быть витриной; он должен быть укоренен в ДНК фильма.
Фильм «Кошмар перед Рождеством» относительно уникален тем, что это история о двух праздниках одновременно, и вы не можете убрать ни один из них из уравнения. Уберите Хэллоуин – и у вас не будет главного героя. Уберите Рождество – и у вас не будет сюжета. В течение фильма герой узнает истинное значение Рождества, но также вновь осознает важность Хэллоуина.
Буквально, предпосылка фильма «Кошмар перед Рождеством» заключается в том, что это одновременно и рождественский фильм, и фильм про Хэллоуин. Так что если вам больше нравится рождественская сторона истории, то это рождественская история, а если вам больше нравится хэллоуинская сторона, то это тоже правда.
Однако… мы здесь не для этого. Несмотря на то, что «Кошмар перед Рождеством» явно предназначен для обоих видов фильмов, мы пытаемся разрешить спор, а не нейтрализовать его. И если уж так необходимо, чтобы в фильме было больше одного праздника, чем другого…
ВЫВОД: «Кошмар перед рождеством» – это фильм про Хэллоуин!

Если убрать Рождество из «Кошмара перед Рождеством», то, по крайней мере, останется главный герой, романтика, злодей и восхитительная обстановка. В Хэллоуинтауне можно было бы рассказать столько историй, что удивительно, что они не рассказываются прямо сейчас, в сиквелах, спин-оффах, комиксах или видеоиграх. Это богатый, великолепно детализированный мир привлекательных персонажей с ярко выраженными личностями, и они были бы интересны в любое время года, даже если это не Рождество.
Конечно, в процессе вы потеряете прекрасную историю о смысле Рождества, но теоретически вы могли бы рассказать другую историю о Джеке Скеллингтоне, бродящем во время американской революции в городе Четвертого июля, или о пиратском корабле в городе Дня пирата (если подумать, это может объяснить его появление в «Джеймсе и гигантском персике»).
В «Кошмаре перед Рождеством» хэллоуинцы делают хэллоуинские вещи, и без них все, что у вас есть, – это еще один рождественский мультфильм. Фильм Генри Селика не существует без тьмы и монстров, и он не занял бы особое место в сердцах стольких киноманов, если бы не занимал совершенно уникальную позицию: идеальный фильм для Хэллоуина… который можно смотреть и в декабре.