Критический период в развитии мозга: Определение, значение

Критический период развития мозга – это очень значимый и специфический промежуток времени, в течение которого мозг особенно восприимчив к стимулам окружающей среды и претерпевает ряд быстрых изменений.
Эти изменения оказывают влияние на всю жизнь, поскольку устанавливаются важнейшие нейронные связи и пути, играющие жизненно важную роль в когнитивном, эмоциональном и социальном развитии.
В данной статье рассматриваются временные рамки, влияющие события и последующие последствия критического периода для развития мозга. В ней также рассматривается различие между критическим и чувствительным периодами и то, что происходит с мозгом после окончания критического периода.
Когда начинается и заканчивается критический период?
Начало критического периода приходится на момент зачатия. Мозг начинает формироваться и развиваться с момента зачатия. Во время беременности мозг ребенка уже начинает готовиться к жизни в окружающем мире. Мозг перестраивается и готовится к восприятию огромного количества информации.
Первые годы жизни ребенка
После рождения ребенка его мозг начинает работать с максимальной отдачей. Первые годы жизни ребенка – от рождения до пятилетнего возраста – принято считать основным критическим периодом. В эти годы мозг невероятно быстро впитывает информацию. Все – от языка до двигательных навыков и социальных сигналов – усваивается и перерабатывается в значительной степени.
Различные аспекты обучения и развития имеют разные критические периоды. Например, критический период овладения языком приходится на ранний подростковый возраст. Это означает, что если в раннем детстве мозг еще очень хорошо усваивает языки, то в подростковом возрасте он продолжает работать относительно эффективно.
Мозг в эти годы обладает невероятной способностью быстро впитывать информацию. Все, начиная от языка, двигательных навыков и заканчивая социальными сигналами, усваивается и перерабатывается в значительной степени.
Зрение развивается в этот период
С другой стороны, для некоторых сенсорных способностей, например зрения, критический период может закончиться гораздо раньше. Это означает, что мозг наиболее восприимчив к развитию зрительных способностей в первые годы жизни, а после этого изменить или улучшить эти способности становится значительно сложнее.
Гипотеза критического периода – что она утверждает
Мозг имеет определенный временной промежуток, когда он исключительно хорошо усваивает новые знания, особенно языки. Этот промежуток времени называется критическим периодом.
Молодые люди учат языки быстрее, чем пожилые
Эрик Леннеберг, нейропсихолог, выдвинул гипотезу критического периода. Его очень интересовало, как люди изучают языки. В ходе своих наблюдений и исследований Леннеберг заметил, что молодые люди гораздо лучше усваивают языки, чем пожилые. Это наблюдение привело его к мысли о том, что существует определенный период, в течение которого мозг работает очень эффективно и способен усваивать языки.
С возрастом усваивать новую информацию становится все труднее. Если в первые годы жизни критический период представляет собой широко открытое окно, позволяющее мозгу быстро и эффективно воспринимать огромное количество информации, то с возрастом это окно начинает постепенно закрываться. По мере того как оно закрывается, мозг становится менее способным к легкому усвоению информации.
Это не означает, что с возрастом обучение становится невозможным, а лишь указывает на то, что легкость и эффективность усвоения информации мозгом начинают снижаться.
Что происходит с мозгом в критический период?
В критический период мозг переживает взрывной рост. Давайте рассмотрим некоторые изменения, происходящие в мозге в критический период.
Нейроны образуют связи
На ранних стадиях нейроны в мозге начинают образовывать связи. Эти связи называются синапсами.
Синапсы – это мосты, которые помогают различным частям мозга общаться друг с другом. В критическом периоде мозг строит эти мосты с невероятной скоростью.
Нейропластичность укрепляет связи в мозге
По мере того как ребенок взаимодействует с окружающим миром, одни связи укрепляются, а другие ослабевают. Например, если ребенок слышит много музыки, то части мозга, связанные со звуками и музыкой, укрепляются. Этот процесс укрепления определенных связей известен как пластичность мозга, поскольку мозг формируется как пластик.
Привязанность к основным воспитателям
Важным аспектом критического периода является развитие привязанности к воспитателям. В первые месяцы и годы жизни младенцы и дети ясельного возраста формируют прочные связи с теми, кто за ними ухаживает.
Эта привязанность имеет решающее значение для эмоционального развития. Когда воспитатель отвечает на потребности ребенка теплом и заботой, малыш учится формировать надежную привязанность. Это закладывает основу для здоровых отношений в дальнейшей жизни.
Что происходит, когда детям не уделяют внимания? Что делать, если ребенок не получает необходимого внимания и заботы в критический период? Это серьезная проблема. Без должного внимания и стимуляции мозг развивается не так эффективно. Мосты или связи, которые должны быть построены, могут не сформироваться должным образом. Это может привести к различным проблемам, включая трудности в формировании отношений, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.
Если в этот критический период ребенку уделяется должное внимание, стимуляция и забота, его мозг расцветает. Связи формируются быстро и прочно. Это закладывает основу для более успешного обучения, эмоциональной регуляции и построения отношений на протяжении всей жизни.
Какие события влияют на мозг в критический период?
Когда ребенок попадает в богатую, стимулирующую среду, где он может играть, исследовать и учиться, это оказывает огромное влияние на его мозг. Участие в интерактивном обучении, чтение и поддерживающие отношения с воспитателями могут в значительной степени способствовать хорошему развитию мозга.
Такие события, как жестокое обращение, отсутствие заботы, черепно-мозговая травма или сильный стресс – в совокупности известные как неблагоприятный детский опыт (ACEs), – могут пагубно сказаться на развитии мозга. Эти неблагоприятные события могут препятствовать формированию нейронных связей и приводить к поведенческим, эмоциональным и когнитивным трудностям в последующей жизни.
К сожалению, нарушения нормального развития мозга, вызванные влиянием окружающей среды, такой как бедность, отсутствие заботы или воздействие токсинов, могут нанести долгосрочный ущерб. Вот почему так важно, чтобы дети получали адекватное питание, стимуляцию и родительскую заботу в первые годы жизни; без этого они могут страдать от задержек в развитии и других проблем, которых можно было бы избежать при должном внимании, – говорит Гарольд Хонг, доктор медицины, сертифицированный психиатр.
Как неблагоприятные события влияют на мозг?
Когда ребенок подвергается пренебрежению или жестокому обращению, стресс может повлиять на развитие его мозга. Участки мозга, отвечающие за эмоции и преодоление стресса, могут не развиваться должным образом. Это может затруднить управление эмоциями в дальнейшей жизни.
Особенно уязвимы гиппокамп, участвующий в обучении и памяти, и миндалина, играющая роль в обработке эмоций.
Аналогичным образом, если у ребенка нет достаточного количества еды или безопасного места для проживания, хронический стресс, вызванный этими условиями, может повлиять на развитие мозга. Мозг может сосредоточиться на выживании, а не на других важных областях развития, таких как обучение и построение отношений.
Даже несчастные случаи, приводящие к травмам головы, могут повлиять на мозг в критический период. Если ребенок получил травму головы, это может повлиять на развитие мозга в зависимости от тяжести и места травмы.
В чем разница между критическим и чувствительным периодами?
Необходимо различать критические и чувствительные периоды.
Критические периоды – это определенные отрезки времени в развитии, когда мозг исключительно восприимчив к определенным видам обучения и опыта. По окончании этого периода приобретение этих навыков или качеств становится значительно более сложным.
Чувствительные периоды – это фазы, когда мозг более восприимчив к определенному опыту. В чувствительные периоды легче учиться или испытывать влияние определенного опыта, но, в отличие от критических периодов, пропуск этого периода не делает невозможным приобретение этих навыков или качеств в дальнейшем.
Например, существует критический период для овладения родным произношением и грамматикой, но есть и чувствительный период для изучения языка. Дети лучше усваивают новые языки в раннем возрасте, но даже если кто-то пропустит этот период, он все равно сможет выучить язык в более позднем возрасте.
Один из способов представить себе эту разницу – думать о критических периодах как о строго определенном промежутке времени с четким началом и концом, в течение которого должно произойти определенное развитие. В отличие от этого, чувствительные периоды больше похожи на постепенный наклон, где обучение в начале является оптимальным, но способность не исчезает полностью с течением времени.
Что происходит с мозгом после окончания критического периода?
Важно понимать, что окончание критического периода не означает прекращения обучения или развития мозга. Напротив, это означает изменение в том, как мозг учится и адаптируется.
Во время критического периода мозг очень пластичен, то есть он может быстро меняться и образовывать новые связи. Когда этот период заканчивается, мозг не теряет пластичность полностью, но скорость образования новых связей замедляется.
Важно понимать, что окончание критического периода не означает конец обучения или развития мозга. Напротив, это означает изменение в том, как мозг учится и адаптируется.
По мнению Хонга, хотя некоторые из этих связей еще можно изменить под влиянием опыта, полученного в более позднем возрасте, например, при изучении нового языка или отработке какого-либо навыка, гораздо труднее добиться значительных изменений после окончания критического периода. Это подчеркивает, насколько важно для родителей обеспечить должный уход и заботу в первые годы жизни ребенка.
Мозг становится более специализированным благодаря пластичности во взрослом возрасте.
По окончании этого периода мозг также становится более специализированным в отношении приобретенных навыков и информации. В течение критического периода мозг формирует множество связей, а по его окончании начинает более эффективно использовать эти связи для решения специализированных задач.
Даже если критический период заканчивается, мозг все равно обладает определенной пластичностью и продолжает учиться на протяжении всей жизни.
Взрослая пластичность не так сильна в критический период, но она позволяет постоянно адаптироваться и обучаться, что необходимо для того, чтобы справляться с постоянно меняющимися требованиями жизни.
Согласно общепринятой точке зрения, критические периоды замыкаются относительно плотно. Однако исследования начали опровергать эту жесткую точку зрения. Правильнее сказать, что двери критических периодов закрываются, но не обязательно на замок.
Хотя пластичность мозга после этих периодов снижается, обучение и адаптация все еще могут происходить, хотя и с большими усилиями, и в течение длительного времени. По словам доктора Райана Султана, невролога, детского психиатра и профессора психиатрии Колумбийского университета, этот феномен метапластичности – способности мозга изменять уровень своей пластичности – остается интересной областью постоянных исследований.
Что это значит для вас
Критический период представляет собой бесценное окно, в течение которого закладываются основы когнитивных, эмоциональных и социальных способностей. Среда, опыт и привязанности, формирующиеся в этот период, имеют далеко идущие последствия для всей жизни человека.
Понимание нюансов этого критического периода необходимо педагогам, родителям и политикам для создания воспитывающей среды, способствующей здоровому развитию мозга. Обеспечение поддержки и раннего вмешательства для детей, подвергшихся неблагоприятному воздействию, является жизненно важным для того, чтобы их потенциал не был заторможен обстоятельствами их ранней жизни.