Объяснение концовки «Темные начала»: Земля мертвых, Мария, Метатрон и Бездна

С большими сюжетными спойлерами мы подробно рассказываем о сложном и прекрасном финале романа «Темных начал».
Заключительные эпизоды третьего сезона показывают, какой замечательной экранизацией отличной серии книг стали «Темные начала». Они были настолько богаты идеями, что давайте погрузимся в них, чтобы пересмотреть ключевые моменты концовки.
Прекращение чистилища Метатрона в стране мертвых
Метатрон (архангел, правивший вместо больного Властителя в Царстве Небесном) хотел контролировать жизнь смертных и отчасти добился этого с помощью страха, контролируя их смерть. Его религиозные институты распространяли идею о том, что страдания и благочестие ведут к награде в загробной жизни, в то время как бунт и грех ведут к наказанию. Эти представления были ложью, созданной для контроля над мирами. Действительно, все, кто умирал под властью Метатрона, оказывались заключенными в Стране мертвых, существуя как призрак своих живых сущностей и терзаемый гарпиями, которые охотились за их худшими воспоминаниями и внутренними мыслями. Это было бесконечное, жестокое небытие – бесконечное чистилище.
Лира и Уилл покончили с этим чистилищем, устроив то, что Азриэль с гордостью назвал «побегом из тюрьмы». Уилл прорубил окно для побега из Страны мертвых в другой мир, через которое призраки могли пройти к свободе. Когда каждый из них проходил через него, они освобождались от мучений, их атомы рассеивались и снова становились единым целым с миром живых.
Гарпия, которую Лира назвала «Благодатные крылья», спасла ее от падения в бездну благодаря воспоминаниям Лиры о ее детстве с Роджером и путешествиях с Ли и Иореком. Она хотела услышать больше. Так что отныне недавно умершие будут проходить через эту землю, где они будут рассказывать правдивые истории о своей жизни (лжецы не смогут пройти) гарпиям, которые узнали от Лиры, что истории гораздо более питательны для них, чем мучения, которые они устраивали на протяжении веков. Прекрасное решение.

Жертвоприношение Лиры и Уилла
Однако миры все еще заканчивались, потому что Пыль выходила через многочисленные окна, которые прорубили между ними предыдущие носители ножа. Ангел Ксафания объяснила, что каждое открытое окно должно быть закрыто, чтобы остановить утечку Пыли (которая является проявлением сознательной мысли, опыта и творчества). Если люди останутся сознательными и творческими, то одно единственное окно может остаться открытым, сказала Ксафания.
Лира и Уилл знали, что открытым окном должно быть то, которое они создали в Стране мертвых, чтобы освободить призраков, и поэтому они пожертвовали своим счастьем, чтобы оставить его открытым и закрыть те, которые позволят им быть вместе. Отец Уилла говорил ему, что никто не может долго прожить в чужом мире. Они пожертвовали своими желаниями в обмен на то, чтобы выпустить души умерших обратно во вселенную.
В Оксфорде Лиры подростки эмоционально попрощались, и Уилл с Мэри вернулись в свой мир. Уилл сломал нож, чтобы у него не было соблазна использовать его для возвращения к Лире. Каждый летний день в полдень каждый из них на час приходил к скамейке в Ботаническом саду своего Оксфорда, чтобы побыть вместе через миры.
Когда Лира сделала важный выбор – признаться в любви Уиллу, она потеряла способность читать алетиометр, которая была частью ее детства. Чтобы снова научиться читать, ей приходится прибегать к помощи книг и учиться. Из титров мы узнали, что оба подростка прожили полноценную жизнь. Лира стала ученым, которого ждали еще большие приключения, а Уилл, всегда хорошо владевший ножом, стал хирургом.

Искупление Азриэля и Марисы
Конфликт Азриэля в третьем сезоне заключался в его отказе признать, что не он, как он всегда считал, избранный, призванный спасти миры, а его дочь Лира. Лира была особенной, потому что, как сказал Иорек Азриэлю, она была всем тем, чем Азриэль не был (он был безумцем с туннельным зрением в стиле доктора Франкенштейна, которым двигали только амбиции, а не любовь, как Лирой в ее стремлении помочь Роджеру).
Крайний рационализм Азриэля и его отказ принимать другие способы мышления были показаны в третьем сезоне почти так же разрушительно, как догмы Магистериума. Вот почему, когда Азриэль столкнулся с Метатроном в предпоследнем эпизоде, ангел принял облик Азриэля. Он был человеком, который никогда не сталкивался с самим собой и не брал на себя ответственность за свои проступки – убийство Роджера, оставление Лиры… Метатрон был провидцем, умеющим читать людей, и поэтому использовал неспособность Азриэля противостоять собственной тьме против него, явившись в его облике.

В отличие от Азриэля, Мариса умела контролировать свой разум и эмоции (именно так она научилась контролировать Спектров в Читтагацце, подавляя душу, которой они питались – считается, что это печальное наследие ее жестокого детства). Мариса использовала эту силу, чтобы обмануть Метатрона и заставить его думать, что она перейдет на его сторону и предаст Азриэля и Лиру. Она привела ангела к Азриэлю, чтобы они оба могли присоединиться к нападению на него. Они схватили его и прыгнули в бездну, пожертвовав собой ради спасения Лиры и тех миров, которые ей суждено было спасти в свою очередь. В тот момент, когда они схватили Метатрона, демон Марисы (представляющий лучшую ее часть – ее человеческие эмоции, которые она подавляла и мучилась годами) почувствовал это и запустил конденсаторы, которые солдаты Азриэля поместили в бездну, используя энергетические катушки для создания импульса, который разорвал Облачную гору, с которой правил Метатрон.
Искупает ли эта жертва (они знали, что обрекают себя на забвение в этой бездне) вину Марисы за ее злодеяния в Болвангаре или Азриэля за хладнокровное убийство Роджера? Возможно, нет. Возможно, Мариса рассеивает пожирающих души Спектров и спасает армию от их жестоких атак. Важно то, что последний поступок миссис Колтер и Азриэля был продиктован любовью, а не корыстью, что является своего рода искуплением.
Отец-президент Макфейл, отец Гомес, бездна и бомба
К концу фанатизм Хью Макфейла и отца Гомеса превратил их в концентрированные символы безумного стремления Магистериума к контролю и власти. Самоуничтожающийся Макфейл, в частности, воплотил в себе женоненавистничество церкви, когда набросился на Марису – объект своей греховной похоти – и назвал ее слабой, эмоциональной женщиной. Он также забил доктора Купера до смерти, выполняя обещание Марисы, что Магистериум обратится против них самих.

Полагая, что совершают акт преданности Власти, который обеспечит им вечную награду на небесах (существование которых Лира и Уилл доказали ложью), святые люди потерпели неудачу в своих попытках убить Лиру. Макфейл пожертвовал своей жизнью, отделившись от своего демона, чтобы запустить бомбу, ищущую Лиру, которую деактивировала миссис Колтер, но Метатрон выстрелил из Царства Небесного. Бомба не убила Лиру, но открыла бездну, проходящую через все миры, в которую засосало Пыль, ускорив процесс утечки. Метатрон хотел наказать смертных, забрав из их миров Пыль, которой их наделили восставшие ангелы много веков назад. Как он сказал:
«Пыль мы снова втянем в вечную тьму, то, что было дано, будет отнято».
Гомес был убит ангелом Бальтамосом прежде, чем он смог застрелить Лиру в мире Мулефа Марии. Бальтамос, чей возлюбленный Барух был убит Аларбусом ранее в этой истории, сокрушил демона Гомеса и произнес мощную речь:
«Желание – не грех, любовь принимает миллион форм, каждая из которых прекрасна, каждая из которых достойна».
Когда Лира и Уилл восстановили поток мертвых обратно в живую вселенную, некогда могущественный Магистериум остался без прежних средств контроля.
Власть в хрустальной шкатулке
Когда демон Марисы активировал анбарические катушки, обрушившие Помутневшую гору, и Метатрон был сброшен в бездну Азриэлем и Марисой, на Землю упал хрустальный ящик. Увидев, что внутри кто-то есть, Уилл воспользовался ножом, чтобы разрезать его, но человек в ней распался на части и развеялся по ветру.
Это состарившееся, страдающее существо было Властью, первоангелом (бывшим человеком, как Метатрон и другие), который претендовал на трон Небес и присвоил себе (по словам Азриэля) неправомерную заслугу в сотворении миров столетиями ранее, прежде чем назначить Метатрона своим регентом. Эта исчезающая фигура была последним остатком религиозного угнетения в мире Лиры. Она и Уилл наконец освободили его, использовав нож, как было предсказано в пророчестве, чтобы убить бессмертного.
Змея Мэри
В рамках своей критики религиозного угнетения и контроля «Темные начала» инвертируют традиционные взгляды на историю Евы в Эдемском саду. В основной иудео-христианской мифологии Ева поддалась искушению дьявола в образе змея и съела яблоко с запретного Древа Познания, совершив поступок, известный как первородный грех, и наложив на человечество наследие греха.
Инверсия этой истории в «Темных началах» делает всю историю положительной. Ева оставляет в наследство не грех, а сознание, опыт и творчество (символизируемые Пылью). Это не «падение», а возвышение, надлежащий акт творения, потому что без сознания мы ничто. Как говорит Ксафания Марисе:
«Все, что сделала Ева, это осмелилась испытать, это акт храбрости, великой красоты».

Когда Ангелы говорят, что «призван змей», чтобы искушать новую Еву/Лиру, этим змеем оказывается доктор Мэри Мэлоун. Ее роль – рассказать жизнеутверждающую историю о том, как она оставила церковь и ее угнетающее самоотречение ради любви женщины (в сериале Мэри – лесбиянка), что подстегивает Лиру и Уилла к признанию любви, которую они испытывают друг к другу. Когда подростки выражают эту любовь/едят запретный плод, они привлекают Пыль/сознание и опыт на себя, обращая ее поток из миров вспять. По словам Ксафании, Мария-змея «показала двум невинным, что значит осмелиться».
Мэри – один из самых важных персонажей «Темных начал» не только из-за ее роли в искушении Лиры, но и потому, что она олицетворяет собой послание серии о силе рассказывания историй и ее анти-Магистериум, анти-Азриэльскую философию, согласно которой человечество не должно брать на себя власть над природой, а стремиться учиться у нее и слушать истории, которые она может рассказать, а также рассказывать свои собственные.