«Оппенгеймер»: объяснение концовки

Насколько исторически точен фильм Кристофера Нолана?
Фильм «Оппенгеймер» – это не что иное, как история одного из самых ответственных случаев управления проектами в мировой истории. Фильм рассказывает о Дж. Роберте Оппенгеймере, который руководит реализацией Манхэттенского проекта и созданием первых в мире атомных бомб, а также о многих других реально существовавших ученых (Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Эдвард Теллер, Ричард Фейнман), военных и государственных деятелях (Лесли Гровс, Гарри С. Трумэн), которые также показаны в фильме.
Как известно всем, кто хоть немного знаком с мировой историей, Манхэттенский проект в конечном итоге оказывается успешным. На секретном объекте в Лос-Аламосе создаются две бомбы. В августе 1945 г. эти бомбы сбрасываются на японские города Хиросиму и Нагасаки, что позволяет быстро положить конец войне, которая, как многие опасались, закончится дорогостоящим и кровавым вторжением на материковую часть Японии. Был ли это лучший исход для человечества – вопрос, на который фильм даже не пытается ответить. Сам доктор Оппенгеймер явно испытывал сложные чувства по этому поводу.
Однако на этом «Оппенгеймер» не заканчивается. Фильм в равной степени посвящен жизни главного героя как до, так и после Манхэттенского проекта, а после – это то, на чем фильм останавливается еще долгое время после передачи бомб американским военным.
Оппенгеймер уделяет большое внимание двум важнейшим периодам после войны. В 1954 г. доктор Оппенгеймер дает показания перед комиссией, которой поручено решить, продлевать или нет его допуск к секретности. Без этого допуска доктор Оппенгеймер больше не сможет работать в Комиссии по атомной энергии и влиять на ядерную политику правительства. В 1959 г. герой Роберта Дауни-младшего Льюис Штраус вступает в нелегкую борьбу за утверждение на пост министра торговли администрации Эйзенхауэра. Вскоре становится ясно, что его прошлая связь с доктором Оппенгеймером является основным препятствием для утверждения.
Обе эти сюжетные линии отличаются использованием цвета, вернее, его отсутствием. Сцены 1954 года представлены в очень жесткой, размытой палитре, а сцены 1959 года – полностью черно-белые. Это был вполне осознанный выбор Нолана.
Цвет призван провести различие между теми частями фильма, которые представлены с субъективной точки зрения Оппенгеймера, и теми, которые имеют более объективный, безличный подход.
Только к концу фильма становится ясно, как непосредственно связаны между собой сюжеты 1954 и 1959 годов. Мы узнаем, что именно Штраус был ответственным за создание комиссии, проверявшей допуск доктора Оппенгеймера к исследованиям. Несмотря на то, что внешне Штраус всячески демонстрировал свою поддержку и дружбу с доктором Оппенгеймером, втайне он долгие годы питал к нему неприязнь. В фильме указывается на два побудительных момента. Один из них – день, когда доктор Оппенгеймер якобы настраивает Альберта Эйнштейна в исполнении Тома Конти против Штрауса. Другой случай происходит на заседании Главного консультативного комитета ученых-атомщиков, где Штраус подвергается унижению перед своими коллегами.
Штраус отомстил в 1954 году. Оппенгеймеру не удается убедить комитет продлить свой допуск к работе, причем показания его собственных друзей и коллег оказываются особенно разоблачительными. Хотя, конечно, не помогают и откровения о внебрачных связях доктора Оппенгеймера и его связях с коммунистической партией.
Однако в 1959 г. эта интрига оборачивается против Штрауса. Несмотря на то, что, казалось бы, его кандидатура с большим трудом была утверждена Сенатом, Штраус попадает под раздачу показаний о его личной мести доктору Оппенгеймеру. Он становится первым с 1925 г. кандидатом в члены кабинета министров, который не был утвержден, что стало черной меткой на его в остальном выдающейся карьере в государственном и частном секторах. Даже сегодня Штраус считается злодеем в американской истории, в то время как доктор Оппенгеймер почитается за его роль в развитии атомной науки и квантовой физики.
В конце фильма «Оппенгеймер» вновь обращается к тому важнейшему взаимодействию между доктором Оппенгеймером и Эйнштейном. Мы узнаем, что речь шла вовсе не о Штраусе, а о страхах доктора Оппенгеймера перед технологией, которую он открыл миру. Хотя к этому моменту уже ясно, что бомба не воспламенит водород в атмосфере планеты и не уничтожит все живое, как опасались во время ее разработки, доктор Оппенгеймер все же опасается, что он дал человечеству возможность уничтожить себя. Отменить создание бомбы невозможно.
В этом смысле «Оппенгеймер» становится тематической противоположностью предыдущего фильма Нолана «Довод».
В фильме «Довод» человеческая цивилизация будущего пытается спастись от экологического коллапса, обратив вспять течение времени и развязав темпоральную войну между настоящим и будущим. В этой истории само время является оружием Судного дня, но, в отличие от «Оппенгеймера», есть надежда, что это оружие может быть навсегда обезврежено.
Есть ли в фильме «Оппенгеймер» сцена после титров?
В фильме «Оппенгеймер» нет сцен после титров. Это, безусловно, неудивительно, учитывая, что это историческая драма, а не блокбастер с элементами боевика. Не говоря уже о том, что такие сцены никогда не были в стиле Нолана, даже когда он снимал трилогию «Темный рыцарь». А если учесть, что продолжительность фильма составляет три часа, то у Оппенгеймера уже есть достаточно места, чтобы рассказать свою историю.
Насколько точен «Оппенгеймер»?
«Оппенгеймер» – редкое явление в фильмографии Нолана, поскольку это биографический фильм, основанный на исторических фактах, а не высококонцептуальная научно-фантастическая или супергеройская история.
Фильм в целом очень точно соответствует реальным событиям. В случае сцен 1954 и 1959 годов большая часть диалогов взята непосредственно из стенограмм слушаний, о которых идет речь. Это возвращает нас к замечаниям Нолана по поводу использования цвета в фильме и субъективной и объективной перспективы. Сцены 1954 и 1959 гг. прочно связаны с зафиксированными фактами, в то время как остальная часть фильма оставляет больше возможностей для изучения личной точки зрения доктора Оппенгеймера (во всяком случае, так ее воспринимает Нолан).
В фильме также допущены некоторые вольности в изображении душевного состояния Оппенгеймера после окончания войны. Хотя напряженная сцена между доктором Оппенгеймером и президентом Трумэном в исполнении Гэри Олдмана действительно имела место, и первый действительно признался в том, что на его руках кровь. Возражения Оппенгеймера против атомной бомбы зачастую были связаны скорее с практическими соображениями, чем с откровенной ядерной тревогой. Например, одной из причин, по которой он выступал против H-бомбы, было то, что ее огромный радиус взрыва делал крупные города единственными практическими целями.
Наконец, следует отметить, что Оппенгеймер, как правило, умалчивает о вкладе многих других мужчин и женщин, участвовавших в Манхэттенском проекте. В фильме можно увидеть множество знаменитых ученых, но лишь в некоторых случаях (например, при исследовании H-бомбы Теллером) фильм действительно углубляется в их работу. Оппенгеймер лишь вскользь упоминает об одной из других серьезных проблем, стоявших перед Манхэттенским проектом, – отчаянной необходимости переработки достаточного количества урана и плутония для создания бомбы. Даже в трехчасовом фильме есть достаточно места, чтобы рассказать о столь масштабном начинании.