Почему люди продолжают изобретать богов для поклонения?

Недавнее исследование указывает на роль определенной области мозга.

По оценкам антропологов, с момента появления нашего вида люди поклонялись по крайней мере 18 000 различным богам, богиням и различным животным или объектам. Сегодня, по оценкам, более 80 процентов населения мира в той или иной форме считают себя религиозными или духовными.

Нейронные основы религиозности или духовности исследуются нейробиологами. Эволюция явно выбрала мозг, который может принять логически абсурдный мир сверхъестественных причин и существ. Духовность должна предлагать что-то осязаемое, что способствует размножению и выживанию. В противном случае эволюция должна была сделать выбор в пользу таких дорогостоящих убеждений и поведения, как создание гигантских пирамид для размещения мертвых, взрывать себя ради райских удовольствий или приносить в жертву своих детей в качестве меры преданности своему божеству.

Религиозные верования, духовность и необходимость поклоняться какому-либо божеству, несомненно, являются прочными чертами. Некоторым богам поклонялись очень долго, а затем они практически исчезли из исторических источников. Например, бог солнца Ра тысячи лет почитался в разных культурах, а затем полностью исчез. Если исторический прецедент сохранится, многие боги, которым поклоняются сегодня, будут забыты и быстро заменены другими.

За последние несколько лет нейробиологи разработали область исследований под названием нейробиология религиозности, чтобы понять нейробиологию этого увлекательного аспекта человеческого поведения.

Нейронные основы религиозной веры – интригующая, хотя и спорная тема. Нейробиологи часто придерживаются редукционизма и хотели бы объяснить религиозность связями мозга. В конце концов, склонность к религиозности или духовности и паттерны мозговых связей, лежащие в основе определенных черт личности, считаются наследуемыми.

Чем отличается мозг духовных людей от мозга атеистов или агностиков?

В одном недавнем исследовании использовался набор недавно разработанных неинвазивных инструментов для изучения мозга и ответа на этот вопрос. В исследовании использовались электроэнцефалография, структурная нейровизуализация (магнитно-резонансная томография, МРТ) и функциональная нейровизуализация (как фМРТ, так и технология позитронной эмиссии) для изучения людей, исповедующих широкий спектр религий (например, христианство, буддизм, ислам). Их сканировали и наблюдали, когда они находились в религиозном или духовном состоянии или в поведении (например, просто отдыхали, молились и т. д.).

У исследования были некоторые проблемы, связанные с проблемой измерения религиозности. Уникальная активность в нескольких областях мозга была связана с религиозным или духовным состоянием, включая области лобной коры, задней поясной коры и сеть режима по умолчанию. Полученные данные предполагают, что переживание нахождения в религиозном или духовном состоянии имеет определенные нейробиологические корреляты и что эти корреляты отличаются от пребывания в нерелигиозных состояниях.

В недавнем исследовании была предпринята попытка сопоставить духовность с конкретным контуром человеческого мозга. Исследование показало, что самооценка духовности или религиозности связана с цепью мозга, сосредоточенной в области мозга, называемой периакведуктальным серым. Это довольно интересное открытие, учитывая, что периакведуктальный серый цвет обнаружен в стволе мозга, а не в коре, как можно было ожидать из других исследований.

Периакведуктальный серый цвет – это древняя структура, которая, как считается, играет роль в нашей реакции на страх, боль и альтруистическое поведение. Повреждение этого контура ствола мозга вызывает заблуждение, и синдром чужой конечности также пересекается с этим контуром. Этот мозговой контур и очевидная важность периакведуктального серого цвета могли развиться для поощрения альтруистического поведения и уменьшения страха перед жизнью в непредсказуемом мире.

Сергей Маслов
Главный редактор. Магистр психологии. Провожу удаленные консультации по вопросам детско-родительских отношений. Работаю в направлении арт-терапии.
Поделиться статьей

Добавить комментарий