Почему нам нравятся фильмы ужасов

Расшифровка очарования страшных фильмов.
Приближаясь к Хэллоуину 2021 года, как будто пандемия не была достаточно страшной, интересно задуматься, почему многие из нас любят смотреть фильмы, которые нас пугают. Удивительно, что люди были привлечены к насилию в таких сериалах, как «Игра в кальмара», болеют за или против Годзиллы, сражаясь с Кинг-Конгом, или разрабатывают стратегии побега для персонажей Техасской резни бензопилой.
Кроме того, сцены из «Экзорциста», где Риган полностью поворачивает голову, не двигая своим телом, удается запечатлеть в нашем сознании, в то время как тысячи образов из фильмов и нашей жизни легко забываются. Разве не кажется более разумным, чтобы люди избегали ситуаций, вызывающих страх, а не тянулись к ним?
Карл Юнг и фильмы ужасов
Фильмы ужасов могут опираться на то, что Карл Юнг назвал архетипом, – универсальные и межкультурные темы, которые помогают формировать личность и побуждают модели поведения. Одним из важных архетипов была Тень, и он может иметь решающее значение для понимания того, почему нас привлекают и пугают фильмы ужасов.
Этот архетип часто представлял для Юнга неизвестные, подавленные идеи, недостатки, слабости и хаос. Как правило, Тень состояла из неприемлемых для общества черт, а иногда и оскорбляющих нашу мораль и этику. Юнг думал, что культурное выражение Тени может принимать вид темных форм, таких как демоны, драконы или змеи в наших снах и предчувствиях. Интересно, что в своей классической книге 1964 года «Человек и его символы» Юнг использовал изображение Годзиллы как представителя Тени. Он также отметил, что эта разрушительная сила Тени также имеет конструктивную сторону в том смысле, что иногда вещи должны быть разрушены, чтобы быть созданными заново.
Эта идея похожа на идею злодея Таноса из серии фильмов о «Мстителях», который использовал камни бесконечности, чтобы стереть 50 процентов населения вселенной, чтобы оставшиеся люди могли жить с лучшими ресурсами.
«Голова быка» Пабло Пикассо также отражает разрушительные и конструктивные силы Тени, где он разрушил велосипед, сняв руль и сиденье, и построил голову быка, прикрепив сиденье к середине руля.
Зигмунд Фрейд идет в фильмы ужасов
В первую очередь, фильмы ужасов направлены на то, чтобы вызвать чувство шока, ужаса и отвращения. Другая психологическая интерпретация этих чувств может исходить от Зигмунда Фрейда. Он предложил концепцию «катарсиса», согласно которой высвобождение сильных или подавленных эмоций является терапевтическим эффектом. Возможно, это создание страха и связанных с ним эмоций от просмотра фильма ужасов является катарсическим переживанием, особенно потому, что человек добровольно позволяет вызвать ужас и осознает, что находится в безопасной среде (например, в кинотеатре, доме, так далее).
Они знают, что фильм ненастоящий, как бы они ни были напуганы или шокированы. Кроме того, точно так же, как объяснение Фрейдом повторяющихся кошмаров, возможно, просмотр фильмов ужасов помогает нам почувствовать, что мы можем контролировать ситуации, какими бы сложными, пугающими или мрачными ни были наши проблемы.
Связь черт личности
Мартин (2019) в обзоре 96 исследований обнаружил, что повышенное удовольствие и желание смотреть страшные фильмы коррелируют с меньшим страхом и меньшим сочувствием. Поиск ощущений положительно коррелировал с удовольствием от ужаса, но менее последовательно. Оказалось, что мужчинам нравятся фильмы ужасов больше, чем женщинам, которые более чутки и склонны к тревоге и отвращению.
Интересно, что младшие дети боятся более мифических фигур, таких как черти и призраки, но страхи старших детей более реалистичны, как преступники и серийные убийцы. Кроме того, люди с более высокими показателями манипулятивности и лживости проявляли меньшую печаль и отвращение при просмотре этих фильмов. Неудивительно, что люди с более антиобщественными чертами расстройства личности и низким сочувствием предпочитали фильмы ужасов с графическим насилием. Наконец, более эмоционально устойчивые люди пугались труднее.
Что делает страшные фильмы страшнее?
Один из самых успешных способов вызвать страх – это громкий звук после долгого молчания. Это может быть крик, звонок телефона, завывание ветра, звук падающего предмета или разбития стекла. Например, сцена убийства в душе в фильме «Психо» внезапно сопровождается пульсирующей музыкой, в которой зрители успокаиваются, прежде чем героиню жестоко закалывают.
Другой способ вызвать ужас – это использование ситуаций и предметов, которые естественным образом вызывают у нас больший страх. Этот вид страха имеет эволюционно-адаптивную основу. Например, для восприятия ядовитых и опасных существ, таких как змеи, пауки, хищные животные и темные места, даже не требуется кора головного мозга! Рефлексивное распознавание этих конкретных опасностей первоначально обрабатывается в подкорковой структуре миндалины, которая вызывает немедленную эмоцию страха. Вскоре после этого пугающего распознавания кора головного мозга может распознать, что изогнутый объект – это водяной шланг, а не змея. Но страх уже внушается!
Фильмы ужасов и пандемия
Scrivner et al. (2021) сообщили, что люди, которые любят фильмы ужасов, меньше тревожатся и опасаются коронавируса. Они предположили, что переживание отрицательных эмоций во время фильмов позволяет зрителям справляться с ними в контролируемой среде. Таким образом, в реальности они могут чувствовать себя лучше подготовленными к подобным ситуациям. Опять же, их результаты напоминают предположение Фрейда о том, что эго может обрести чувство господства над трудными, вредными или пугающими ситуациями посредством многократного испуганного воздействия.
Заключение
Возможно, что помимо развлекательной ценности, фильмы ужасов могут помочь нам научиться убегать от опасных хищников и управлять своими чувствами, эмоциями и действиями в неблагоприятных обстоятельствах. Однако фильмы ужасов могут быть обоюдоострым мечом. Для тех, кто менее эмоционально устойчив, просмотр фильмов ужасов может только усилить тревогу и психологический стресс, не только к другим страшным фильмам, но и к реальности жизни, например, к смерти, раку, пандемиям и т. д.
Этот процесс обучения известен как сенсибилизация, т. е. повторяющийся стимул увеличивает силу ответа. Для тех, кто более эмоционально стабилен, просмотр страшных фильмов действительно может уменьшить тревогу и психологический стресс – процесс, известный как привыкание, когда повторяющийся стимул снижает силу реакции. Тем не менее, увлечение людей фильмами ужасов остается парадоксальной загадкой, в которой люди, как правило, ищут удовольствия и избегают боли. Это загадка, которую еще предстоит разгадать.