«Проклятие монахини 2»: реальная история и легенда о святой Люсии

Кинематографическая вселенная «Заклятие» расширяется до ранних времен христианства, и в фильме «Проклятие монахини 2» рассматривается реальная история святой Люсии.
С момента своего появления франшиза «Заклятие» строилась и рекламировалась на жутком рекламном слоге о том, что эти фильмы «основаны на реальной истории». Особенно хорошо это сработало в первых двух фильмах режиссера Джеймса Вана, каждый из которых был вдохновлен (в свободной форме) материалами дел о предполагаемой одержимости демонами и привидениями, собранными Эдом и Лоррейн Уоррен, двумя реальными и самопровозглашенными исследователями паранормальных явлений.
Однако по мере расширения франшизы и появления спин-оффов, в которых кукла вызывает оборотня в фильме «Аннабель возвращается домой», а демоническая сущность уничтожает целый замок, полный святых сестер, в фильме «Проклятие монахини», утверждения о том, что это реальные истории, становились все тоньше и все более недоверчивыми. Поэтому, когда в фильме «Проклятие монахини 2» выяснилось, что, возможно, вся кинематографическая вселенная выросла из поисков одним демоном глаз святой Люси, мы не стали бы винить зрителей за то, что они сочли это очередной выдумкой создателей фильма.
Однако святая Люсия (также известная как Святая Люсия) существовала на самом деле – по крайней мере, согласно католическому канону святых и ортодоксальной религии, на который часто опирается фильм «Заклятие». И хотя, насколько нам известно, причины всех бед – от полтергейста в Энфилде до призраков в Амитивилле – не могут быть связаны с погоней демона за оптическими нервами, удаленными с лица Люсии, по крайней мере со времен Средневековья глаза этой мученицы прославлялись и романтизировались верующими христианами.
Почему Люси была «убита язычниками»
В фильме «Прокялтие монахини 2» героиня, сестра Ирен, и ватиканский библиотекарь/священник за несколько минут довольно удивительным образом выясняют, что демон Валак охотится за глазами святой Люсии Сиракузской, которую, как сообщает священник суррогатной аудитории, «убили язычники». Люсия умерла, но ее семья выжила и рассеялась по Европе, «скрываясь» от этих нечистых на руку язычников. Далее в фильме активно проводится мысль о том, что сестра Ирен и даже Лоррейн Уоррен прямыми потомками святой Люсии.
Последнее особенно невероятно, поскольку святая Люси почитается в католической церкви как одна из девственниц-мучениц, а в различных историях ее реальной жизни не говорится о том, что у нее были братья и сестры.
При этом следует отметить, что реальная историческая личность Люсии Сиракузской вызывает споры: ученые предполагают, что ее судьба и смерть были христианским романом, созданным или приукрашенным ранней католической церковью по мере того, как христианство становилось религией Рима. Другими словами, в основе этой истории могут лежать рассказы, в которых из конкретного человека буквально сделали мученика. Первое письменное изложение ее истории относится к V веку в «Деяниях мучеников», примерно через сто лет после ее смерти, и является в значительной степени агиографическим и, вероятно, апокрифическим произведением.
Однако археологические находки доказали, что в IV веке на Сицилии существовал культ, посвященный Люсии Сиракузской, что позволяет предположить, что некоторые элементы ее истории, вероятно, имели место. Позднее даже утверждалось, что ее останками являются части тела, и, таким образом, святые мощи святой Люсии действительно были разбросаны по всей Европе.
О настоящей Люсии известно, что она родилась в 283 г. н.э., когда Сиракузы входили в состав Римской империи. Дочь богатых, а в случае ее отца, возможно, и патрицианских родителей, она имела римское и греческое происхождение. Традиция также предполагает, что до рождения Люсии семья уже была христианской, а значит, ее статус был бы нестабильным, несмотря ни на что, хотя, по слухам, благочестие и ревность Люсии привели к тому, что она оказалась в числе первых нецерковных и невоенных мучеников, погибших во время Диоклетиановых гонений – последнего великого гонения, санкционированного римским правительством до того, как Миланский эдикт Константина в 313 г. проложил путь к христианской гегемонии.
Диоклетиановские гонения были названы так потому, что они начались во время правления императоров-соправителей Диоклетиана и Галерия в 303 г. н.э., за год до смерти Люсия. До правления Диоклетиана христианство в империи находилось на зыбкой почве. Многие из первых античных мучеников были убиты толпой (как следует из туманного описания святой Люсии в «Проклятии монахини 2»), а во II и III веках н.э. римское правительство стало более активно искоренять подрывные элементы, которые отказывались участвовать в общественной жизни и праздновать те же религиозные праздники и традиции, что и большинство. Когда в 284 г. н.э. императором стал Диоклетиан, наступил период, называемый среди христиан «малым миром Церкви», поскольку в течение примерно 40 лет христианство открыто терпели.
Это закончилось в 303 г. н.э., когда Диоклетиан, и без того крайне религиозный и нетерпимый, был убежден своим соправителем Галерием вновь начать официальные гонения на христиан. Первоначально Диоклетиан хотел просто вытеснить христиан из армии и правительства, но Галерий обратился к оракулу Аполлона в Дидиме (современная Турция), и видение оракула было истолковано как «убейте их всех». Хотя, вопреки желанию Галерия, Диоклетиан изначально не приказывал убивать всех христиан (это было сделано позже), он просто позволил своим подчиненным делать это, осуществляя гонения.
Первый эдикт о гонениях, принятый 23 февраля 303 г., предписывал конфисковать имущество и сокровища христианских церквей, сжечь храмы и запретить дальнейшее проведение христианских богослужений. Все представители духовенства были арестованы, христианские солдаты и сенаторы лишены званий и пенсий (при этом от всех солдат требовалось доказать свою преданность, принеся животных в жертву римскому пантеону богов), освобожденные рабы-христиане были вновь обращены в рабство, все христиане были лишены возможности подавать прошения в суд. Греческий историк Евсевий Кесарийский (современный Израиль) рассказывает, что тюрьмы Палестины были настолько переполнены священниками, что других заключенных отпускали, чтобы освободить место. Сожжение христиан на костре стало популярным в восточных провинциях империи.
В этом историческом контексте и возникает история святой Люсии в 304 году. Согласно легенде, мать Люсии обручила ее с молодым богатым женихом, в семье которого хранились языческие боги Юпитера и империи. Однако мать никогда не спрашивала Люсию о ее планах на этот счет, поскольку дочь, видимо, втайне дала обет безбрачия в честь Бога. Тем не менее мать и дочь совершили совместное паломничество в Катанию, где посетили место мученической смерти святой Агаты. Агата была убита полвека назад во время последнего великого гонения на христиан со стороны римского государства. Св. Агата якобы явилась теперь в видении Люсии и сообщила ей, что она принесет Сиракузам славу, как Агата – Катании, что является очень мягким способом сказать, что ты умрешь молодой и ужасной смертью.
Находясь в Катании, Люсия убедила свою мать пожертвовать приданое дочери, а также большую часть семейного состояния и драгоценностей бедным и неимущим, вместо того чтобы сохранить их для замужества Люсии или для их комфорта. Когда весть об этом великом акте милосердия дошла до ее жениха, языческий юноша был возмущен потерей ожидаемого дохода от брака. Поэтому он донес на Люсию как на христианку Пасхазию, правителю Сиракуз.
После этого римские власти потребовали от Люсии сжечь жертву в честь образа и неявной божественности императора Диоклетиана. От нее требовали отступничества от веры. Люсия отказалась. Согласно католической догме, Пасхазий приказал осудить Люсию в публичный дом, где она должна была доживать свои дни в качестве наложницы. Однако, когда римские стражники попытались вывести Люсию из дома, по преданию, ее ноги не сдвинулись с места, даже когда ее привязали к волам.
Тогда римский правитель попытался, наконец, сжечь ее заживо. Но и огонь не причинил ей вреда, несмотря на то, что пламя лизало ее ноги от вязанок дров (возможно, именно поэтому сестра Ирина не поддается огню в «Проклятии монахини 2»). Наконец, солдат ударил Люсию ножом в горло, лишив ее жизни и придав ей мученическую смерть в глазах ангелов, евангелий и церковных текстов.
Что случилось с глазами Люси?
А как же глаза, глаза, которые, как утверждает «Проклятие монахини 2», настолько могущественны, что демон Валак охотится за ними тысячелетиями? Ну… они, вероятно, истлели вместе с остальными частями ее тела в могиле.
Хотя археологические данные подтверждают, что культ поклонения Люсии Сиракузской возник на ее родине в течение нескольких десятилетий после ее смерти, а христианская литература, написанная столетием позже, отражает приведенную выше историю, легенда о священных, потерянных глазах Люсии появилась только в конце Средневековья, возможно, в XV веке (то есть более чем через тысячу лет после событий). Согласно этим преданиям, во время публичных пыток и мучений римский правитель Пасхазий почувствовал, что собравшаяся толпа слишком сочувствует прекрасной девушке, и приказал выколоть ей глаза. Даже с вырванными зрачками и кровью, стекавшей по щекам, она стойко держалась и предсказывала, что гонения скоро закончатся, император скоро умрет, а Пасхазий лишится своего поста. Тогда Пасхазий приказал ударить ее ножом в горло.
По другим версиям, именно за предсказание Пасхазия и гибели императора ей выкололи глаза в качестве мстительной кары, по третьим – она сама вырезала себе глаза, чтобы не смотреть на своего языческого жениха. Она смотрела только на Иисуса.
Возможно, эти различные истории и не столь правдивы по отношению к реальным событиям, как «Проклятие монахини 2», но глаза святой Люсии до сих пор почитаются в церкви: по рассказам, когда ее тело впервые было найдено спустя столетия после смерти, а затем разбросано по церквям Европы в виде различных реликвий, ее глаза якобы были восстановлены в идеальном состоянии вместе с ее лицом, которое также не истлело до костей. Делайте с этим что хотите.