Психология Джокера из фильма «Джокер» (2019)

Джокер — злодей, который одновременно очаровывает и пугает нас. Его происхождение остается относительно загадочным, вызывая вопросы о том, как создается «психо-убийца». Учитывая поднятые опасения, вызывающие напряженность вокруг фильма «Джокер» (2019), рассматриваются научные данные, лежащие в основе оценки поведенческих угроз, тематических исследований и реальных событий, чтобы ответственно информировать дискурс. Автор хотел бы отметить для читателей, что этот сборник психологических профилей включает в себя некоторые ссылки и описания как реальных, так и вымышленных изображений массового насилия, жестокого обращения с интимным партнером и самоубийства. Как и в случае с Джокером, эти концепции являются вымышленными и не предназначены для диагностики какого-либо реального человека. Эта серия не предназначена для замены медицинских или психических советов психиатров или других клинических специалистов.

Непонятый одиночка

Артур Флек, которого играет Хоакин Феникс в сольном фильме о происхождении «Джокер» (2019), — бедный, тощий мужчина средних лет, который работает клоуном на вечеринках в пронизанном преступностью городе Готэм. У Артура значительно недостаточный вес, лицо впалое и бледное; и хотя он не отталкивающий, его неопрятный, причудливый вид отталкивает других. Поведение Артура тоже странное. Он замкнут и антисоциален, но не кажется черствым или коварным по своей сути. На самом деле Артур несколько невинен и изначально благонамерен по отношению к другим, особенно к детям.

Артур живет со своей матерью Пенни, о которой он очень заботится, но не поддерживает никаких других сильных и значимых связей. Его коммуникативные навыки в целом плохие; он может слишком долго задерживать взгляд на ком-то, использовать ненормальную позу или выражение лица, или пропускать важные межличностные сигналы, которые вызывают у окружающих расстройство или дискомфорт. В его работе дешевого клоуна на вечеринках странности Артура усиливаются. Во многом Артур является продуктом интерактивной социализации; его особенности заставляют других подвергать его остракизму, запугивать или избегать его, что, в свою очередь, приводит к тому, что он изолируется, становится более странным и неизбежно упускает возможности улучшить свои социальные навыки.

Важно отметить, что Джокер Феникса не пытается быть тревожным или странным; он не ищет острых ощущений, расстраивая или подвергая опасности других.

Этот Джокер не является провокационным по своей сути. На самом деле, когда мы знакомимся с ним, Артур мало что понимает в том, как он выглядит в глазах других. Обычно он осознает, что он странный, но не совсем понимает, до какой степени другие находят его тревожным. Наоборот, Артур мечтает завоевать любовь окружающих, став успешным комиком. Он считает, что его цель в жизни — вселять счастье в других. В его сверхактивных фантазиях мать изображается как опора номер один: «Ты был послан на эту землю, чтобы сеять радость и смех», — он представляет, как она с обожанием говорит ему.

Артур мечтает оказаться в центре внимания, купаясь в лучах шоу, одобрения и аплодисментов. Иногда он даже закрывает глаза и медленно танцует под звуки воображаемой музыки; изображая себя в центре внимания, популярной фигурой, подобную известному ведущему ток-шоу Мюррею Франклину: заметным, боготворимым и уважаемым. Пантомимируя сцену, Артур представляет себя очаровательным, мужественным и доминирующим. Несмотря на эти воодушевляющие мечты, реальная жизнь Артура как одиночки однообразна, бесполезна и, как и пейзаж Готэм-сити, безнадежно уныла.

Патологический смех

В своем образе Феникс создает уникальную биологическую основу для маниакального смеха Джокера. Артур живет с неврологическим заболеванием, которое в фильме описывается как спонтанный, социально неприемлемый смех. Эпизоды обычно провоцируются сильным чувством нервозности, беспокойства или стыда. Смех, внешнее выражение радости, поэтому не соответствует его внутреннему эмоциональному состоянию. Отдельный эпизод может длиться дольше минуты, его интенсивность и громкость увеличиваются. Приступы становятся для Артура настолько неприятно неконтролируемыми, что заставляют его плакать, заикаться и реагировать гортанным кашлем.

Состояние, называемое расстройством непроизвольного эмоционального выражения, также известное как псевдобульбарный аффект, действительно является настоящим неврологическим заболеванием, характеризующимся эмоциональной лабильностью и патологическим смехом. Это экспрессивное расстройство характеризуется неконтролируемыми, внезапными и интенсивными эпизодами смеха (или, у некоторых пациентов, плача), которые преувеличены и не соответствуют основному настроению. Эти эпизоды могут быть длительными и часто смущают и социально изнурительны для людей, которые изо всех сил пытаются передать свои настоящие, пережитые эмоции.

Психологический исход часто включает вспышки разочарования, гнева и развитие депрессии.

Причина патологического смеха неясна; но это связано с черепно-мозговой травмой, как правило, с префронтальной корой (область мозга сразу за лбом). В соответствии с этой теорией в фильме показано, что в детстве Артур подвергался физическому насилию и подвергся серьезному нападению, которое вызвало травму головы. Предполагается, что патологический смех является отражением повреждения нейронных путей, которые вызывают эмоциональное выражение, и весьма вероятно, что детские травмы Артура привели к состоянию, которое он имеет во взрослом возрасте.

Кроме того, поведение, наблюдаемое у пациентов с таким заболеванием (ухмылка, смех, кудахтанье и т. д.), не интерпретируется медицинскими работниками как настоящий смех, а считается недостатком способности пациента контролировать свои лицевые мышцы. Включение патологического смеха и искаженной мимики — нейропсихологического проявления травмы Джокера — более реалистично, если не улучшение существующего повествования о Джокере. Беспокоящий смех не является результатом обезображивания Джокера, причинения себе вреда или тактики, направленной на то, чтобы вывести других из себя; его смех — это его болезнь, часть его психиатрического склада, который в конечном итоге приводит к тому, что другие клеймят его.

«Я всю жизнь не был счастлив»

В отличие от других изображений, Джокер Феникса изо всех сил пытается достичь чувства внутреннего счастья и, кажется, не может активировать приятные чувства внутри себя. Джокер Николсона, например, восхищается своими показными грандиозными актами перформативного терроризма; Хэмилл поддерживает эйфорическую манию, все больше раздвигая границы риска; Джокер Леджера, похоже, умеет вызывать интеллектуальное удовлетворение. У этих Джокеров, безусловно, были свои идиосинкразические проблемы, но они смогли найти способы получить удовольствие.

Артур Флек пытается находить радость в своих стендап-комедиях, но не может преодолеть барьеры своей болезни. Вместо этого он встречает сомнения, насмешки и даже пренебрежительную реакцию со стороны собственной матери, которая небрежно говорит ему: «Чтобы быть комиком, нужно быть действительно забавным». Джокер Феникса напрямую имеет дело с психическими заболеваниями. Он дает нам в своей истории четкое доказательство того, что у него есть биомаркеры  расстройства головного мозга.

В отличие от других изображений Джокера, это не просто подразумевает, что у него есть характерологический недостаток. Джокер Феникса посещает терапию, принимает психотропные препараты и следует поведенческим предписаниям, данным его врачами. Хотя его точный психиатрический диагноз не назван, Артур прямо ссылается на свои лекарства (он принимает до четырех разных видов), свою психотерапию (он еженедельно посещает социального работника для консультирования) и свою историю тяжелого психического заболевания (он по крайней мере один раз помещался в государственную больницу Аркхема). Его лечение предоставляется бесплатно Департаментом здравоохранения Готэм-сити в качестве финансируемой государством услуги.

Во время одного из сеансов терапии Артур спрашивает своего терапевта: «Это только я или все становится еще безумнее?» имея в виду растущий сегментированный класс Готэма, обедневший, бесправный и злой. «Люди расстроены», — спокойно отвечает она ему. «Сейчас трудные времена». Она не бесполезна, но, кажется, сосредотачивается на наборе структурированных шагов или обязательных систематических контрольных списков, а не настраивается на прямые (и меняющиеся) потребности Артура в области психического здоровья.

На том же сеансе Артур достает свой дневник, который, по его словам, он использует как «дневник шуток», чтобы вести свои стендап-заметки. Журнал включает в себя несколько набросков шуток, но также содержит тревожные отрывки, интенсивные рисунки и вырванные страницы порнографических журналов. Его терапевт, кажется, не замечает яркого красного флага: фотографии обнаженных женщин с разорванной на шее вырезкой, или жесткими каракулями, закрывающими их лица. Вероятно, это записи подрывных фантазий Артура. Деперсонализация женщин путем «удаления» их лиц позволяет Артуру объективировать их и даже экспериментировать с чувствами агрессии или садизма по отношению к ним.

Остается неясным, соответствуют ли они его желаниям или эго-дистонические (навязчивые, расстраивающие мысли, которые не соответствуют его самоощущению). В журнале есть еще один красный флаг: Артур пишет: «Я надеюсь, что моя смерть принесет больше центов, чем моя жизнь». В совокупности сообщения о самоубийстве, расплывчатые угрозы и порнография являются факторами риска целенаправленного насилия. Они известны как поведение «до правонарушения» из-за прямой связи между этими типами отрывков и последующими актами насилия.

Это упущенная возможность, поскольку его терапевт, возможно, сыграл решающую роль в установлении контакта с Артуром в период риска, понимании его чувств обиды и одиночества и направлении его к более эффективным ресурсам.

«Полезно ли иметь кого-то, с кем можно поговорить?» — спрашивает его терапевт; и Артур отвечает: «Я чувствовал себя лучше, когда меня заперли в больнице».

Фильм переходит к кадру, где он бьется головой о стену своей камеры. Здесь, вероятно, он имел доступ к более сильному или более интенсивному лечению и, возможно, испытал передышку от своей эмоциональной боли. Своему терапевту он добавляет: «Я просто не хочу больше чувствовать себя так плохо». Артур признает свою депрессию и неспособность вырваться из-под тяжести своей болезни.

Клиническая депрессия — это серьезное заболевание, коренящееся в нейробиологических причинах, которое связано с такими симптомами, как хроническое чувство меланхолии, потеря удовольствия, недостаток энергии, трудности с концентрацией внимания и суицидальные мысли. Постоянные чувства раздражительности, физической боли и гнева также являются проявлениями депрессии. Для людей с резистентной к лечению депрессией, лекарства не облегчают симптомы— стандартного лечения недостаточно. На самом деле, до 30% людей не реагируют на стандартные лекарства от депрессии или частично реагируют на них.

Как и у Артура, люди, которые плохо реагируют на лечение первой линии, часто страдают отчаянием, хронической безнадежностью, частыми экологическими или семейными конфликтами, материнской депрессией (имеют мать с клинической депрессией) и жестоким обращением с детьми в анамнезе. Опять же, терапевт Артура является ключевой частью его потенциальной ремиссии. Лекарства более эффективны в сочетании с разговорной терапией, особенно когда терапевт обращается к основным проблемам, которые могут способствовать депрессии пациента. Психотерапия эффективна, потому что помогает нам найти способы справиться с жизненными трудностями, справиться с эмоциональными травмами.

На протяжении всего фильма Артур встречается с Софи Дюмонд, молодой матерью-одиночкой, которая живет в его доме. В конечном итоге мы узнаем, что Софи реальна, но их отношения полностью сфабрикованы в уме Артура. Его фантазии настолько интенсивны, что он смог создать правдоподобную романтическую историю между ним и Софи, историю, которая поддерживала его личную мечту быть привлекательным, забавным и очаровательным.

В отличие от галлюцинации, в которой Софи на самом деле проецируется разумом Артура, как если бы она была реальной, или бреда, в котором она считалась бы его настоящей девушкой, воплощение Артуром Софи как его девушки, вероятно, является продуктом его гиперактивного воображения в сочетании с его отчаянная потребность быть замеченным. Фантазии Артура — это то, что он пишет; он контролирует, как Софи реагирует на него, когда он исполняет свою стендап-комедию, когда он приглашает ее на любовное свидание, когда он врывается в дверь ее квартиры и насильно целует ее в губы. В его фантазии она пассивна и тиха, но заметно поддерживает и утешает его. Сострадание Софи заполняет пустоту, но вскоре эти мечты уже недостаточно успокаивают Артура.

Артур также на мгновение зацикливается на другом источнике эмоциональной поддержки, проистекающем из идеи, что Томас Уэйн – его биологический отец. Пенни регулярно писала письма для Уэйна, и, насколько известно Артуру, семья Уэйнов представляла только работодателя Пенни до того, как она заболела и была отправлена ​​в отпуск. Заинтригованный Артур импульсивно открывает письмо, которое Пенни написала Уэйну, и читает ее просьбы к Уэйну позаботиться о его «сыне». Артур в ярости, узнав эту новость, чувствуя обиду на семью Уэйнов за то, что они не заботятся о нем или его матери.

Следует отметить, что прежде чем приступить к насилию, Артур особенно заинтересован в том, чтобы стать лучше . Этот Джокер ищет способы интеграции в общество через нормативные, здоровые каналы. Он соответствует лечению. Он использует сеанс терапии для самоанализа, выполняет «домашнюю работу» и регулярно принимает лекарства. Когда он считает, что его лекарство не работает, он просит более высокие дозы. Артур также прилагает согласованные усилия, чтобы регулярно посещать свою работу, несмотря на связанные с этим проблемы. В его дневнике написано: «Хуже всего в психическом заболевании то, что люди ожидают, что ты будешь вести себя так, как будто это не так». Это убеждение означает, что Артур готов признать, что ему нужна помощь, и что он устал просить о помощи. На его скатывание к антиобщественному поведению и насилию отчасти повлияли окружающие его контекстуальные силы. Система его подводит.

Что происходит, когда защитники удаляются

«Защитники» психического здоровья — это социальные, экологические и личные факторы, которые помогают нам справляться с большими изменениями в нашей жизни, преодолевать стресс или эмоциональную боль и даже защищают нас от развития психических заболеваний. Мать Артура, например, является для него защитным фактором, потому что она является источником любовной связи и целью в жизни. Артур покупает ей продукты, кормит и купает ее каждую ночь — и он искренне заботится о ней. Им нравится вместе смотреть шоу Мюррея Франклина в качестве сплачивающего семейного ритуала. Артур, конечно же, мечтает появиться на шоу Мюррея. В этой фантазии Мюррей Франклин приветствует его на сцене и говорит ему перед камерами: «Я был бы рад, если бы у меня был такой ребенок, как ты». В некотором смысле его парасоциальные, безобидные отношения с Мюрреем Франклином являются защитным фактором. Артур ищет отцовской любви, чувства сопричастности и принятия, и он чувствует некоторое удовлетворение от этих вымышленных отношений, которые он создал с Мюрреем. Мюррей и Пенни — его семья.

Но для Артура все меняется, и мы начинаем видеть значительные изменения в его поведении, которые совпадают с устранением его защитных факторов. Во-первых, его начальник наказывает его за физическое насилие на работе; он приказывает Артуру вернуть знак, который нападавшие использовали, чтобы фактически избить его. Артур протестует, но встречает полное игнорирование. Не в силах выразить свой гнев и растущее негодование, Артур неловко улыбается своему бесчувственному боссу, а позже обнаруживает, что агрессивно пинает мешки с мусором в переулке.

Поначалу кажется безобидным, но это внешнее проявление ярости — «проба» Артура для будущего насилия. Новая агрессия, или экспериментирование с новыми формами насилия, может показаться ранним предвестником будущих, более жестоких и смертельных форм поведения для людей, которые могут представлять угрозу безопасности для общества. Однажды коллега Артура, сочувствуя ему, вручает ему пистолет на рабочем месте. «У меня не должно быть пистолета», — осторожно говорит Артур (и, опять же, в соответствии со своим планом лечения). Он сомневается в том, чтобы  взять его с собой, но все же берет пистолет для самозащиты.

Пока он выступает в детской больнице, Артур ведет себя неряшливо. Недавно приобретенный пистолет выпадает из его клоунских штанов, падает на землю на виду и тут же стреляет. После его увольнения следует цепь негативных событий, создающих значительные потери и разрушения в жизни Артура.

Тем временем Артур зацикливается на своем новом оружии. Он интерпретирует концепцию оружия как расширение своей формирующейся личности.

Для него пистолет — символ важности; как значок, микрофон, прожектор. В поисках власти и контроля он начинает фантазировать с заряженным пистолетом в руке. На его причудливый медленный танец неприятно смотреть, но для Артура оружие представляет собой физическое воплощение его глубоко заветной мечты, символ его желания привлекать внимание и похвалу других. Он загипнотизирован своей новой игрушкой и мыслью, что она может принести ему преданность, которой он жаждет.

Со временем начинает формироваться концепция осмысленной роли в унылом городе: « Я надеюсь, что моя смерть принесет больше центов, чем моя жизнь». Артур привыкает к оружию. В одном случае, воображая, что у него берут интервью в шоу Мюррея Франклина, Артур кладет пустой ствол пистолета себе под подбородок, нажимает на курок и запрокидывает голову. Воображать, как зрители становятся свидетелями его самоубийства, волнует и приносит исключительное удовлетворение — наконец, мгновенное облегчение от его боли и страданий. Хотя он еще не уверен, куда его направить, Артур начинает связывать публичное насилие с чувством удовлетворения и признания.

Вскоре после увольнения Артур становится свидетелем того, как трое бизнесменов Wayne Enterprises начинают преследовать женщину в метро. Чувствуя себя некомфортно и опосредованно стыдно, у Артура срабатывает неврологическое состояние, и он начинает безудержно смеяться. Мужчины обращают на него внимание и начинают над ним смеяться. Как только они начинают его бить, Артур инстинктивно вытаскивает пистолет и застреливает одного из них. Однако в двух других мужчин он стреляет с близкого расстояния. Во время своего третьего убийства Артур не импульсивен и не действует в оборонительной манере. Он преднамеренный. Спокойный. Уверенный в себе. Он идентифицирует себя как убийца.

Позже Артур борется с огорчительной новостью о том, что Пенни усыновила его, пренебрегла и избивала в детстве. Он обнаруживает, что Пенни была госпитализирован в государственную больницу Аркхэма из-за серьезных проблем с психическим здоровьем, а также из-за того, что ребенок подвергается опасности, и что Томас Уэйн не его отец. Переполненный разочарованием, Артур вытаскивает всю еду из холодильника, залезает в него и закрывает за собой дверь.

Подобно более ранней пантомиме самоубийства выстрелом из пистолета, желание Артура задушить себя является новым признаком самоуничтожения. Он бросает вызов своему порогу телесной боли. Примечательно, что Артур уже подвергается высокому риску смерти от самоубийства из-за существовавшего ранее отсутствия социальных связей, а также из-за его чувства «ощущаемого бремени». Этот термин относится к глубокому, подлинному опыту ощущения себя нежеланным и недооцененным обществом.

Известие о том, что он был усыновлен, вызвало серьезные убеждения, что он не имеет реальной принадлежности к этому миру, не имеет никакого известного происхождения, кроме того, что его бросают и жестоко обращаются. Согласно межличностной теории самоубийства, завершенные самоубийства тесно связаны с двумя вещами: 1) сильным желанием умереть и 2) способностью убить себя. Желание умереть обычно связано с прерванной принадлежностью. Многие из нас испытывали это чувство хотя бы раз в жизни.

Второй шаг, однако, относится к порогу, который немногие из нас переступают. Этот порог защищает нас от серьезных действий в связи с мыслями о причинении себе вреда. То есть у всех нас, как правило, есть сильное чувство самосохранения, стойкий инстинкт сохранения собственной жизни. Приобретенная способность  означает, что человек преодолел этот защитный порог — он преодолел обычные запреты на причинение себе вреда. В случае с Артуром, это обычно происходит из-за привыкания к телесной боли и страданиям. В этот момент Артур восприимчив к факторам риска, а затем продолжает испытывать множество дополнительных факторов риска самоубийства из окружающей среды: нарушение или потеря социальных отношений (его мать), финансовые затруднения (потеря работы) и сильное унижение (отказ от ребенка и жестокое обращение с ним).

«Все, что у меня есть, — это негативные мысли», — признается Артур своему терапевту. На решающем сеансе он начинает рассказывать о своих мыслях об убийстве.

Пытаясь объяснить, что он начинает чувствовать себя по-другому и что, возможно, он обрел чувство цели, в которой не уверен, и которое пугает его, Артур добавляет: «Даже я не знал, существую ли я на самом деле». Возможно, это была его исповедь, а может быть, мимолетная последняя просьба о помощи. Однако его терапевт отвлекается. Она говорит ему, что все финансирование Службы общественного здравоохранения прекращено и что она больше не сможет с ним встречаться. Это их последний сеанс терапии.

Видя его разочарование, психотерапевт Артура раскрывает свои взгляды на правительство: «Они не обращают внимания на таких людей, как ты, Артур…» – строго говорит она. Затем она торжественно добавляет: «Им на самом деле наплевать и на таких, как я». Как и в случае с Артуром, в таком городе, как Готэм, провайдеров психиатрической помощи увольняют, отвергают и бросают. Эффект от этой динамики удручает: если люди, которые несут ответственность за заботу о других, не заботятся о них, как может быть хоть какая-то надежда на значимое исцеление или выздоровление кого-либо?

В быстрой последовательности множество защитных сетей Артура вырываются из-под его контроля. Он теряет работу, терапевта, доступ к лекарствам и отношения с матерью, которая представляла собой единственный источник социальной поддержки для Артура. В то время, когда ему звонят с шоу Мюррея Франклина в качестве гостя, он уже убил четырех человек, включая свою мать.

Общественные цели

Появляющиеся данные в литературе о целевом насилии подтверждают мнение о том, что так называемое «предупреждающее поведение» часто включает в себя фиксацию на публичной фигуре (например, личная причина, жестокие фантазии, грандиозные иллюзии) и что, хотя отношения могут быть нереальными, к таким знакам следует относиться серьезно. Для Артура интенсивность его усилий по продвижению квеста Мюррея Франклина возрастает после его первых нескольких убийств. Как было сказано ранее, он достаточно «попрактиковался», чтобы создать внутреннюю уверенность в том, что он может справиться с намеченной целью.

Появление Артура на шоу Мюррея Франклина наполнено неприятным напряжением. Когда он сидит на том самом диване, о котором раньше мечтал, защита Артура на самом деле ослабла. Он высказывает свое мнение свободно и открыто. Артур довольно самодовольно говорит Мюррею: «Прошло несколько тяжелых недель с тех пор, как я убил тех троих парней». Когда становится ясно, что Артур не шутит, его улыбки приобретают совсем иной смысл, а напряжение усиливается и заполняет студию в виде сотен задержек дыхания.

Мюррей, тем не менее, пытается использовать собственное спокойствие и вступает в разговор, который продолжает транслироваться зрителям Готэма по всему городу. Затем Артур продолжает, по сути, излагать свой словесный манифест, начиная со слов: «В наши дни все ужасно…» Мюррей, теперь более раздраженный, говорит Артуру, что в городе действительно царит хаос и что одна из причин, по которой жителей Готэма терроризируют, – это убийства Артура, его нападения на богатых и привилегированных.

В разгар своей речи Артур прямо спрашивает Мюррея повышенным и угрожающим голосом: «Что вы получите, если скрестите психически больного одиночку с обществом, которое бросает его и обращается с ним как с мусором?». Мюррей, теперь напуганный, приказывает своей команде вызвать полицию, но Артур продолжает, теперь уже полностью обостряясь: «Я скажу вам, что вы получите — вы получите то, что, черт возьми, заслуживаете!». Затем он вытаскивает пистолет и стреляет Мюррею в лоб, мгновенно убивая его.

Распутывая насилие и психическое здоровье

Случаи бессмысленных, непростительных зверств боевиков-одиночек стали частью нашего культурного и психологического ландшафта. Фильм «Джокер» вызывает разумные опасения по поводу того, как развлекательные медиа влияют на нашу нынешнюю атмосферу, связанную с непредсказуемым насилием, просто потому, что у нас слишком мало способов предсказать такие инциденты, и мы не можем позволить себе ничего, кроме сверхбдительности. При изучении признаков насильственного поведения, даже если оно вымышленное, крайне важно прояснить взаимосвязь между насильственными преступлениями и психическим здоровьем. Следующие факты могут помочь нам оценить сложности:

1) Нет ни одного психиатрического диагноза, который соответствовал бы «убийце». Сам по себе интерес к целенаправленному насилию не связан с какой-либо конкретной проблемой психического здоровья. Несмотря на широкое употребление, термин «психопат» не является клиническим диагнозом, а относится к экстремальному характерологическому состоянию с чертами манипулирования, эгоизма, крайней черствости, нарушения социальных норм и потребности в стимуляции. В основном это связано с преступным поведением, а не психическим заболеванием.

2) Психические расстройства — это довольно распространенные состояния, связанные с мозгом. Каждый четвертый из нас в какой-то момент своей жизни страдает психическими или неврологическими расстройствами. Среди жестоких убийц менее половины имеют в анамнезе известные психические расстройства. Несмотря на широко распространенное общественное мнение о том, что причиной насилия с применением огнестрельного оружия являются психические расстройства, этот фактор играет лишь одну роль в более сложной картине.

3) Люди с проблемами психического здоровья чаще становятся жертвами насильственных преступлений, чем преступниками. В связи с этим рекомендуется, чтобы лица с психическими расстройствами выявлялись на ранней стадии и им предоставлялся доступ к эффективным мерам вмешательства и надежным ресурсам.

4) наличие психиатрического диагноза не является ни необходимым, ни достаточным фактором риска совершения акта массового насилия. Подобно пути Артура Флека к разрушению, триггерным событием для наиболее целенаправленного насилия является приобретение смертоносного оружия в сочетании со значительными социальными, профессиональными или личными потерями.

Джокер Феникса в настоящее время может восприниматься как самое пугающее воплощение современного злодея из комиксов. Он ужасен, потому что олицетворяет сегодняшние страхи: что может быть для нас сейчас более угрожающим, чем одинокий мужчина с невылеченным психическим заболеванием и заряженным пистолетом?

Кроме того, «Джокер» был лишен каких-либо фантастических, сверхъестественных тем из комиксов, которые могли бы вытащить нас из нашего дискомфорта или помочь нам отвлечься от ужаса реалистичного Джокера Феникса. Мало что напоминает вымысел, чтобы держать нас в безопасности — никаких свалок токсичных отходов, кувыркающихся бэтмобилей или абсурдных игр на тележках, которые отделяют нас от реальности истории. Нет, самая леденящая душу строчка в фильме — это, пожалуй, самое простое и прямое обвинение, и оно сказано в терапии: «Ты меня никогда не слышишь». Этим утверждением Артур просит своего консультанта быть с ним уязвимым, давая ему возможность безопасно поделиться своими чувствами безнадежности, отчаяния, ненависти к себе и нигилизма.

Мы сохраняем удобную дистанцию, спрашивая убийц: «Что с ними не так?», когда мы должны исследовать вопрос «что с ними случилось?»

Как сказала профессор и исследователь Брене Браун, чтобы быть чуткими — чтобы по-настоящему проявить чувство понимания к другому человеку, когда ему больно, — мы должны получить доступ к чему-то глубоко внутри себя, что так же болезненно. Нам легко отвергнуть Джокера Феникса как маниакального психопата, который действует непредсказуемо и бессмысленно. Но правда в том, что мы можем проследить почти каждый шаг его спуска к разрушению.

Вот как ходят истории о происхождении: Джокер сформирован своими травмами, его преследует пустота сострадания, и он выброшен из-за сбоя системы. Несомненно, использование нашей эмпатии к нему кажется безответственным и опасным, и это заставляет нас чувствовать нашу собственную хрупкость, недостатки и слабости. Отношение к Джокеру теперь более подрывное, чем когда-либо. Сложнее всего признать в «Джокере» участие зрителя в неудавшемся поиске Артуром связи. В конечном счете, от Джокера  трудно избавиться, потому что неотъемлемой частью повествования является прямое предупреждение о том, что каждый из нас может способствовать массовому разрушению нашей культуры.

Оценка / 5. Голосов:

Лайк
Лайк Мило Ха-ха Вау Грусть Злость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии