Психология «Игры в кальмара»

В сериале ярко иллюстрируются два принципа психологии.

Сериал Netflix «Игра в кальмара» – не только развлекательный международный мега-хит, но и кладезь концепций психологии и социологии. Многое уже написано о базовых сообщениях шоу о капитализме и классовой борьбе. В этом посте я хочу выделить некоторые способы, которыми он также точно отражает некоторые основные психологические принципы.

Этот пост содержит мягкие спойлеры.

Давление повышает производительность до определенного предела

Основная идея шоу заключается в том, что несколько сотен человек участвуют в соревновании за миллионы долларов, в котором они играют в серию детских игр. Проигравших «устраняют», т. е. убивают.

Эти условия идеально подходят для иллюстрации классического закона, касающегося давления и производительности, известного как закон Йеркса-Додсона, названный в честь Роберта Йеркса и Джона Додсона, которые впервые определили его более 100 лет назад.

Вы, вероятно, в какой-то момент испытали это на себе. Всякий раз, когда у вас приближается большое испытание или игра, вы можете на самом деле выступить лучше во время реальной работы, чем во время тренировки, потому что дополнительное давление или волнение сделают вас немного более сосредоточенными и мотивированными. Но если это давление будет слишком велико, вы можете задохнуться и начать делать ошибки, которых обычно не совершали бы. Другими словами, взаимосвязь между давлением (или «возбуждением») и производительностью похожа на перевернутую букву «U»: когда давление увеличивается, производительность повышается, но если она становится слишком большой, производительность резко падает.

Условия в играх определенно находятся на крайнем правом конце кривой. Например, рассмотрим вторую игру конкурса, в которой каждый человек вырезает фигуру, отпечатанную на конфете. Конечно, это нетривиальная задача. Но из-за нехватки времени и угрозы смерти в случае неудачи эта задача внезапно могла стать почти невыполнимой.

Анонимность облегчает совершение ужасных вещей

Одна вещь, которая поначалу показалась мне немного надуманной, заключается в том, что какая бы злая организация ни стояла за соревнованием, действительно сложно убедить сотни людей согласиться хладнокровно убивать невинных. Но создатель шоу Хван Дон Хёк (также писатель и режиссер) принял разумное решение, чтобы все рабочие были одеты в одинаковые наряды с масками, что сделало их по сути анонимными и неотличимыми. Это тоже имеет корни в психологии, в частности, в теории, известной как деиндивидуализация социальной идентичности.

Деиндивидуализация основана на двух идеях. Во-первых, идентичность и ценности людей частично основаны на их групповой принадлежности. Во-вторых, когда люди чувствуют себя более анонимными (т. е. менее индивидуализированными), они будут больше идентифицироваться с группами, в которых они состоят, и нормы группы будут иметь тенденцию преобладать над личными ценностями людей.

Например, в одном из ранних исследований Стивена Райхера по проверке этой теории 70 студентов-естественников и 38 студентов-социологов просмотрели видео о вивисекции, в котором говорилось, что ученые в целом поддерживают ее, а социологи – против. Позже все студенты оценили свое отношение к вивисекции. Студенты смотрели видео в разных условиях. В одном случае ученые и социологи сидели раздельно, подчеркивая групповые различия; в другом состоянии все студенты были смешанными. Кроме того, в половине случаев студенты носили маски, что делало их полностью анонимными.

Когда ученые и социологи не были в масках, их оценки не сильно различались, независимо от того, были ли группы разделены, что позволяет предположить, что влияние групповой поляризации само по себе было незначительным. Но когда студенты все же были в масках, средние оценки разделились в соответствии с взглядами, выраженными в видео. Райхер предположил, что анонимность студентов заключалась в том, чтобы либо подчеркнуть их личные ценности, либо укрепить очевидные нормы группы.

Как это относится к надсмотрщикам в «Игре в кальмара»? Даже если у отдельного работника могут быть некоторые опасения относительно совершения возложенных на него жестоких действий, ему будет намного сложнее переопределить строгие нормы группы в полностью анонимной обстановке (не говоря уже об угрозе быть убитым самому).

Популярность «Игры в кальмара» легко понять. Это динамичный, напряженный фильм, который беззастенчиво потворствует жажде крови публики. Но он также включает в себя социальные комментарии и сообщения о человеческой психологии, которые, как я думаю, придадут сериалу долговременное влияние.

 118 

Сергей Маслов
Главный редактор. Магистр психологии. Провожу удаленные консультации по вопросам детско-родительских отношений. Работаю в направлении арт-терапии.
Поделиться статьей

Добавить комментарий