«Скуби-Ду! Мистическая корпорация» – идеальное представление ужасов для детей

Это идеальный вариант для детей, делающих первые шаги в жанре ужасов.

Четыре непутевых подростка и собака. Из этой простейшей предпосылки Джо Руби и Кен Спирс создали идею, на основе которой были созданы телесериалы, живые крупнобюджетные фильмы, многочисленные анимационные фильмы и бесчисленные пародии. Но было что-то особенное в той алхимии, которую Руби и Спирс создали для «Скуби-Ду», что позволило ему выдержать испытание временем. Сюжеты о монстрах сделали «Скуби-Ду» идеальным приобщением к ужасам даже для самых робких детей.

Скуби-Ду и команда, которую мы знаем

Ни один сериал так не раскрывает уникальную природу команды Скуби, как «Скуби-Ду! Мистическая корпорация». Этот 52-серийный сериал шел два сезона на канале Cartoon Network с 2010 по 2013 год, и первые несколько серий выглядят как современное обновление мультсериала. Команда по-прежнему учится в школе, и подразумевается, что все их старые приключения имели место, но динамика развития событий несколько иная.

Фред еще больше, чем раньше, одержим ловушками, и эта страсть толкает его на охоту за привидениями. В начале сериала Шэгги и Велма встречаются, но первый пытается сохранить это в тайне, боясь расстроить своего лучшего друга Скуба

На основе этой базовой схемы разворачивается эпическая история не только о сверхъестественных событиях в родном городе команды – Хрустальной Бухте, но и о природе ужастиков. То, что начинается как серия самостоятельных приключений, постепенно выясняется, что ими руководит теневая фигура по имени Мистер И, которым манипулирует грозный попугай Профессор Перикл. Перикл заставляет команду найти части Планисферического диска, который становится картой, ведущей, по их мнению, к спрятанным в Хрустальной бухте сокровищам. Но вместо сокровищ карта приводит к саркофагу, в котором хранится Злая Сущность – лавкрафтианское чудовище, способное вызвать конец света под названием Нибиру.

Мифология ужаса

«Скуби-Ду! Мистическая корпорация» – это детская версия «Хижины в лесу», в которой Mystery Inc. рассматриваются как участники мифа, последней вариации четырех людей и одного животного, разгадывающих тайны. На протяжении всей серии мы узнаем об «Охотниках за тайнами» – мезоамериканском квартете подростков и их домашнем ягуаре, о четырех монахах и их домашнем осле, составлявших «Братство тайн», и о четырех членах семьи Дэрроу, которые искали разгадки вместе со своим домашним котом под названием «Тайное братство». Каждая группа объединилась под влиянием злой сущности, которая заставляла их искать разгадки, пока они не смогли вскрыть саркофаг и освободить сущность.

Сериал строит грандиозное повествование на основе основных тропов «Скуби-Ду». Тайны и чудовища, слетающиеся в Хрустальную Бухту, не случайность, а результат влияния Злой Сущности. Спин-оффы «Скуби» – не результат попыток компании выжать из концепции все, что можно, а вариации не сложившейся команды разгадывателей загадок. А Скуби – не просто случайная говорящая собака, а реакция на злую силу, пробивающуюся во вселенную. Для взрослых такой подход позволяет включить все предыдущие истории о Скуби в длинную преемственность, принять и переосмыслить свои воспоминания о персонажах. Но для детей грандиозное повествование имеет обратный эффект, придавая космическую значимость, казалось бы, простым одноплановым персонажам.

Мифология открывает перед детьми огромный мир страшных историй. «Скуби-Ду» давно стал пропуском в мир ужасов, ведь многие поклонники жанра (в том числе и я) впервые полюбили упырей и призраков, наблюдая за их сражениями с командой Скуби. «Скуби-Ду! Мистическая корпорация» поддерживает эту традицию, привнося в нее множество отсылок к другим жутким произведениям.

Лавкрафт вдохновил и щуплого межпространственного Злого Существа, в то время как другие монстры черпали вдохновение из различных источников, например, Призрак Оперы, Короля Гоблинов из Лабиринта и Морфеуса их «Песочного человека». В сериале даже присутствует рифф из «Твин Пикса», а Майкл Дж. Андерсон вновь исполнил роль Человека из другого места.

Во многих случаях эти монстры следуют модели предыдущих историй о Скуби, в которых существо оказывается переодетым человеком, пугающим людей ради денег. Но в сериале, с его более широкой мифологией, многие из этих людей оказываются манипулируемыми в той или иной степени Злой Сущностью. На самом деле зачастую трудно провести грань между людьми, действующими из собственной жадности, и теми, кто находится под влиянием космических сил.

Нигде это так не очевидно, как на примере профессора Перикла, главного злодея сериала. У Перикла есть вполне правдоподобный мотив угрожать команде Скуби, ведь когда-то он был домашним талисманом предшественников Mystery Inc. и ожесточился из-за распада группы. Однако в сериале есть и предположение, что злая сущность уже давно движет одержимостью Перикла, превратив его в ужасающего гения, которым он стал. Иными словами, в «Тайнах корпорации» задействован один из самых старых и мощных тропов ужасов: предположение, что плохие поступки людей могут происходить от первородного зла, как темные силы в произведениях Стивена Кинга, чувство вины родителей в «Кошмаре на улице Вязов», а в последнее время – коллективный гнев в «Хэллоуин». Сериал не позволяет детям считать плохих парней случайными чудаками.

Уроки Скуби-Ду о жизни и ужасах

В сериале экзистенциальный ужас блестяще увязан с более близким детям страхом – потерей друзей. В течение двух сезонов динамика развития центральной команды меняется кардинальным образом: Шэгги и Велма расстаются, Дафна и Фред обручаются и расходятся, Фред колеблется между своим приемным отцом и биологическими родителями, а Велма проявляет романтический интерес к Марси по кличке Хот Дог Вотер (по крайней мере, настолько, насколько это позволял Cartoon Network десять лет назад). В любой момент команда Скуби, кажется, обречена на распад, что вызывает у детей полный ужас.

Но он использует этот страх для того, чтобы сделать то, что ужасы делают лучше всего: показать храбрость и сочувствие к своим героям. Конечно, всегда приятно посмотреть, как Джейсон Вурхиз сносит голову подростку, и мы все уже устали от фильмов ужасов, которые больше интересуются лекциями по социологии, чем страхами. Но даже показывая, что людям может быть больно и они могут страдать, позволяя нам бояться и смотреть в лицо забвению, не вставая с дивана, ужастики напоминают нам о той безопасности, которая есть у нас сейчас. Как пишет Нил Гейман во вступлении к «Коралине» (еще одна замечательная детская история ужасов),

«Сказки более чем правдивы: не потому, что они говорят нам, что драконы существуют, а потому, что они говорят нам, что драконов можно победить».

Чаще всего эта безопасность приходит в виде наших друзей и окружения, побуждая нас заботиться о них еще больше.

«Скуби-Ду! Мистическая корпорация» ставит своей целью воспитать в детях эмпатию и храбрость, обращаясь с двумя основными страхами. Когда монстров нельзя объяснить только жадными придурками в масках, когда размывается грань между одним плохим человеком и виной всего общества, дети понимают, что то, как они поступают друг с другом, имеет значение. Доброта или жестокость, которой они решили поделиться, имеет космическое значение. Кроме того, всеобъемлющее повествование сериала о противоречиях в команде Скуби показывает, что лучшие дружеские отношения позволяют меняться и расти. Сюжет настаивает на том, что группа должна держаться вместе, даже если она меняется.

Да, «Скуби-Ду! Мистическая корпорация» страшна, и в ней затронуты более глубокие темы, чем в любой другой части франшизы «Скуби-Ду». Но даже если в фильме затрагиваются неудобные места, отсылающие к ужастикам, с которыми дети, возможно, не столкнутся в полной мере еще лет десять, он показывает им, что безопасность и комфорт приходят через заботу о сообществе, даже если члены этого сообщества не такие, как вы ожидали. Чего еще можно требовать от истории о четырех подростках и собаке?

Оценка / 5. Голосов:

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии