В чем смысл праздничных подарков?

Важные психологические последствия бессмысленного на первый взгляд обычая.

Будь то ужас от поездки в переполненный торговый центр, сложность выбора подходящих подарков, разочарование от задержки доставки или удар по кошельку, покупка праздничных подарков может стать стрессом.

В чем же смысл всего этого? Разве праздничный сезон не должен быть посвящен семье, друзьям и еде? И не лучше ли каждому потратить свои собственные деньги на то, что ему точно нужно?

Обмен подарками может показаться расточительным и непрактичным. Но, как показывают социологические исследования, затраты и выгоды от дарения подарков не такие, какими кажутся.

Кольцо Кула

Во время своей полевой работы в Папуа-Новой Гвинее антрополог Бронислав Малиновский задокументировал сложную традицию, которую практиковал народ Массима. Эти островные общины поддерживали сложную систему церемониального обмена, которая вращалась вокруг дарения ожерелий из раковин и нарукавных повязок из раковин. Каждый подарок сначала передавался между людьми, а затем перемещался между островами по кругу, который стал известен как «кольцо Кула».

Эти артефакты не имели практической пользы или коммерческой ценности. На самом деле, их продажа была строго запрещена обычаем. А поскольку эти предметы постоянно находились в движении, их владельцы редко их носили. Тем не менее, Массимы совершали долгие путешествия, чтобы обменять их, рискуя жизнью и конечностями, плавая по коварным водам Тихого океана на своих шатких каноэ.

Вряд ли это похоже на эффективное использование времени и ресурсов. Но антропологи поняли, что это играло важную роль в развитии человеческих связей.

По отдельности эти дары не были действительно бесплатными; они приходили с расчетом на возврат в будущем. Но в целом они служили для создания цикла взаимных обязанностей, что привело к созданию сети взаимных отношений, охватывающих всю общину.

Эффект дарения

Исследования показывают, что тратить деньги на других приятнее, чем на себя. Фактически, неврологи обнаружили, что пожертвование заставляет схему вознаграждения в мозге загораться сильнее, чем получение подарка. Более того, радость от подарка длится дольше, чем мимолетное удовольствие от его принятия.

Обмениваясь подарками, мы можем получить двойную выгоду, распространяя чувство благодарности на всех. Кроме того, поскольку семьи и друзья знают вкусы, предпочтения и потребности друг друга, есть шанс, что большинство людей в итоге получат то, что хотели изначально, с дополнительным бонусом в виде сближения всех вместе.

Плетение сетей связей

Ритуализированный обмен происходит не только внутри семьи, но и между семьями. Вспомните вечеринки по случаю дня рождения, свадьбы или детские праздники. Гости должны принести подарок, часто очень ценный. И они, и их хозяева часто ведут учет стоимости этих подарков, а от получателей ожидают ответного подарка аналогичной стоимости, если представится такая возможность в будущем.

Этот обмен выполняет множество функций. Для хозяев он обеспечивает материальную поддержку, часто в сложные переходные периоды, такие как создание новой семьи. А для гостей это все равно, что вложить деньги в фонд, чтобы использовать их, когда придет время стать хозяевами. Кроме того, подарки помогают повысить символический статус дарителей и получателя, который в состоянии организовать пышную церемонию, частично или полностью финансируемую гостями. И самое главное, эти обмены помогают создать сеть ритуальных связей между семьями.

Подобные практики распространяются даже на политику: Когда дипломаты или лидеры посещают иностранные государства, принято обмениваться подарками. Французские чиновники часто вручают бутылки вина, а итальянские лидеры, как известно, дарят модные галстуки.

Другие дипломатические подарки могут быть более необычными. Когда президент Ричард Никсон посетил Китай в 1972 году, председатель Мао Цзэдун отправил двух гигантских панд по имени Линг-Линг и Хсинг-Хсинг в Национальный зоопарк в Вашингтоне, округ Колумбия. Правительство США в ответ отправило в Китай двух быков.

От раковин, которыми обмениваются жители тихоокеанских островов, до игрушек и свитеров, которые кладут под рождественские елки, обмен всегда был в центре многих ритуальных традиций. Это в корне отличается от других форм материального обмена, таких как торговля или бартер.

Для Масима обмен ожерелья из ракушек на нарукавник из ракушек – это не то же самое, что обмен ямса на рыбу, точно так же, как подарок на день рождения – это не то же самое, что передача денег кассиру для покупки продуктов.

Это говорит о более общем правиле церемониальных действий: они не являются тем, чем кажутся. В отличие от обычного поведения, ритуальные действия неутилитарны. Именно это отсутствие очевидной пользы делает их особенными.

Рейтинг статьи

Средняя оценка / 5. Голосов:

Поделитесь статьей
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии