«Звездные войны»: психология Рей

Рей — вдумчивый и сильный мусорщик из пустынного мира Джакку. Самодостаточная и изобретательная, Рей провела большую часть своего детства и юности в одиночестве, открывая способы выжить в суровом и ветреном климате отдаленной, ничем не примечательной планеты. Рей чувствительна к Силе — это означает, что она настроена на поток таинственной связывающей энергии Силы, — но в ранние годы она не подозревала об этой необычайной силе. Хотя у Рей мало воспоминаний о раннем детстве, у Рей есть одно формирующее воспоминание о том, как ее родители оставили ее на Джакку, когда она была очень маленькой. В некоторых версиях ее воспоминаний она кричит родителям, чтобы они не оставляли ее, наблюдая, как они улетают на корабле, пока босс хлама Ункар Платт удерживает ее за руку. Родители Рей остаются загадкой. Вероятно, они были даже не с Джакку.

По большей части Рей живет в тишине. Полагаясь на свою собственную интуицию и время от времени учась у торговцев и инопланетян в Аванпосте Ниима, Рей является продуктом своего окружения, а также своих врожденных способностей настойчивости, решимости и терпения. Рей устойчива не только потому, что у нее есть врожденная способность переносить невзгоды; она устойчива, потому что этого требуют социальные и экологические элементы ее мира. Рей — выжившая.

Травма покинутости и защита устойчивости

Рей иногда может быть стойкой и молчаливой. Она проводит часы дня в одиночестве в своем доме, огромном, разлагающемся имперском вездеходном бронированном транспорте (AT-AT), который лежит на бесплодной пустоши. Она тихонько собирает непригодные к эксплуатации корабли, потерпевшие крушение на Джакку, прочесывает мусорные поля на Кладбище звездолетов и латает воедино изделия из военных обломков, оставшихся после старых сражений. Рей может казаться задумчивой, даже довольной, когда она выполняет свою повседневную рутину сбора мусора, обмена на продовольственные пайки и приема пищи. В промежутках между поездками на замусоренные свалки и торговую заставу Рей терпеливо ждет. Она ждет возвращения родителей. Она ждет воссоединения с семьей.

Стремление Рей к чувству принадлежности является признаком здоровой адаптации. Принадлежность подпитывает ее смелость. Это движет ее характером. Несмотря на чувство покинутости и одиночества, она еще не впала в уныние. Рей воплощает чистую надежду внутри и снаружи.

Понять происхождение личности Рей довольно сложно, потому что ее история остается относительно неизвестной. На людей в значительной степени влияет ранний жизненный опыт, включая их воспитание, стиль воспитания, которые они получили, сильные привязанности, доверительные отношения, социальная поддержка и так далее. И хотя мы не можем полностью отделить генетическое влияние от влияния окружающей среды на личность, оба фактора играют существенную роль в формировании характера. То есть родители Рей имели значение. Их происхождение, кем они были, с какой планеты и их темпераменты, в конечном счете, каким-то образом способствовали идентичности Рей через культурные, а также генетические факторы. Как оказалось, стремление Рей получить ответы оправдано и связано с ней — идентификация ее родителей действительно поможет ей понять, кто она такая.

На самоощущение Рей также неизбежно влияет ее травма. Травма  — это культурно широкий термин, но он может относиться к любому опыту, который вызывает сильный страх, беспомощность, потерю контроля или угрозу уничтожения. По данным Американской психологической ассоциации (АПА), травма учитывает эмоциональную реакцию на ужасное событие.

То, как мы интерпретируем сложное событие — как мы формируем идеи, концепции и даже мировоззрения в ответ на это событие, — это та часть, которая преобразует психологически.

Существует несколько типов травм, от несчастных случаев до личных потерь и случайных стихийных бедствий — детская травма Рей считается межличностной травмой, и это различие важно. Межличностные травмы варьируются от эмоционального и физического насилия и, как правило, возникают в результате преднамеренных действий человека. Эти типы нарушений интерпретируются мозгом и телом совершенно иначе, чем несчастные случаи и стихийные бедствия, потому что нападение является преднамеренным. Рей не одинока случайно. Она осталась там. У Рей смутные воспоминания о том, как ее родители оставили ее на Джакку, но ясно, что она интерпретирует это событие как нечто, разрушающее ее до глубины души.

Разлука Рей с родителями внутренне закодирована как покинутость, предательство и неприятие. Рей не только задается вопросом, кто она такая, но и молча пытается понять, имеет ли она какую-либо ценность. Чем она отличается от тех обломков и деталей, которые она видит разбросанными по ландшафту забытой планеты Джакку? По данным Детского бюро, внезапное удаление ребенка из его первоначального дома может быть разрушительным и запутанным для него, иногда приводя к долгосрочным социальным и эмоциональным последствиям. Во многих случаях удаление необходимо, потому что ребенок живет в условиях жестокого обращения и/или пренебрежения. Неясно, подвергалась ли Рей в детстве жестокому обращению со стороны своих биологических родителей, тем не менее, с этим часто сталкиваются приемная молодежь и дети, помещенные под государственную опеку. Кроме того, Рей не помещают в поддерживающий, обогащающий и любящий дом после того, как она разлучена с родителями, что создает уязвимость для дальнейшей травмы.

Уверенность — это стойкость, которую мы видим в Рей. Психологическая устойчивость – это наша способность умственно и эмоционально справляться с трудностями. Устойчивость существует, когда мы получаем доступ к нашим умственным способностям, задействуем наши личные активы и используем внешние ресурсы, чтобы защитить себя от опасного воздействия жизненных стрессоров.

Рей демонстрирует ключевые навыки устойчивости, которые можно легко запомнить как «7 C». Первые шесть включают в себя:

  • Компетентность (например, создание репульсорного спидера из обрезков для перевозки материалов во время поиска пищи и изучение различных инопланетных диалектов);
  • Креативность (превращение линз шлема штурмовика в пару пригодных к использованию защитных очков);
  • Уверенность (несущая сильную внутреннюю убежденность, чувство целостности, настойчивости и самоуважения, когда она хорошо поработала в течение дня);
  • Характер (разрешение ситуаций с твердым набором морали и ценностей, таких как спасение BB-8, энергичного дроида-астромеханика, от продажи на запчасти жадным мусорщиком Тидо);
  • Устойчивость (царапины на боку транспорта, чтобы отметить течение времени, чтобы напомнить ей, как далеко она продвинулась, и отсчитывание дней до того, как ее семья вернется за ней) ;
  • Контроль (расширяя возможности себя, создавая ловушки, компьютеры и учась использовать боевой посох, чтобы защитить себя от других).

Говоря о стойкости, Рей воплощает замечательную способность создавать рутинные, предсказуемые и даже приятные моменты из случайности и суровости захолустной планеты.

Что-то пробуждается

Однако, пока она живет на Джакку, Рей не хватает одного важного навыка устойчивости: связи. Ей еще предстоит установить тесные связи с семьей или сообществом, чтобы помочь ей создать твердое чувство безопасности и общих ценностей. Межличностные связи не дают нам идти по деструктивным путям или еще больше погружаться в безнадежное состояние. Связи помогают нам создать ощущение физической и эмоциональной безопасности. Связи напоминают нам о нашей цели в более широкой картине. И связи приходят к Рей, но она поначалу отвергает эти возможности.

Столкнувшись с BB-8, Рей намеревается спасти дроида, но сразу же расстается с ним, возможно, потому, что она не видит пользы от компаньонов, или она убеждена, что эти узы только отвлекут ее от цели. Эта схема существенно меняется после того, как Рей встречает Финна, штурмовика, дезертировавшего из Первого Ордена. Рей принимает рассказ Финна о том, что он на самом деле является членом Сопротивления, и соглашается помочь ему.

В волнующий и импульсивный момент Рей и Финн летят на «Тысячелетнем соколе» с Джакку в открытый космос. Это приключение приводит ее к встрече с Ханом Соло и Чубаккой, первыми членами Альянса повстанцев. Даже когда она становится ближе к Хану, доверчивому наставнику, человеку, который верит в ее способности и потенциал, Рей снова чувствует тоску по своим корням. Когда Хан, например, замечает в ней обилие навыков и технической проницательности, он просит Рей стать вторым пилотом «Сокола» вместе с ним. Рей явно в восторге от этой идеи — цель, приключение, может быть, фигура отца? — но она говорит ему: «Мне нужно вернуться домой… Я уже слишком долго отсутствовала».

С помощью Хана Рей знакомится с Маз Каната, пиратом и коллекционером, управляющим замком на планете Такодана. Исследуя замок, Рей начинает слышать голоса и шепот. Присутствие зовет ее. Рей следует своей интуиции глубже в нижние уровни замка. Она начинает слышать собственный голос, себя в детстве, кричащую родителям, чтобы те вернулись к ней. Она следует за своим голосом в пустую комнату, полную артефактов и сундуков.

Интуитивно Рей открывает небольшой сундук, чтобы найти световой меч Люка Скайуокера. Маз, таинственно знающий будущее Рей, дает небольшой совет. «Кого бы вы ни ждали, они никогда не вернутся», — утверждает Маз. Она понятная, но добрая. «То, что вы ищете, не позади вас», — продолжает Маз, «Это впереди». Хотя она напугана (и сопротивляется), Рей начинает поворачиваться к мышлению открытости, присутствия и самосознания. Это зажигает ее путешествие осознанности.

Внимательность, сила и самопознание

Осознанность — это преднамеренная практика сосредоточения своего сознания на настоящем моменте, при этом спокойно признавая и принимая свои чувства, мысли и телесные ощущения. Проще говоря, внимательность — это умственное состояние наблюдения за настоящим. Это врожденная способность знать, что происходит в нашем теле, но не увлекаться (или пугаться) тем, что мы узнаем.

Внимательность имеет заметные преимущества: она увеличивает нашу способность распознавать эмоциональные состояния внутри себя, вызывает сострадание к себе и укрепляет нашу способность к саморегуляции. Это означает, что мы с большей вероятностью не только будем терпеть тяжелые эмоции, но и на самом деле научимся справляться с ними и уменьшать их интенсивность. Благодаря осознанности мы учимся мудро реагировать на то, что с нами происходит, вместо того, чтобы слепо реагировать и набрасываться. Это, по сути, все важные навыки, которые поддерживают развитие психического здоровья, такие как восстановление после травм, управление тревогой и снижение стресса.

Как тишина и любопытство могут дать Рей интеллектуальный рост? Важным результатом внимательности является самосознание, то есть наша способность к самоанализу. Самосознание необходимо, чтобы помочь нам понять, как наши эмоции и мысли направляют нас, определяют наши решения и помогают нам формировать представления о мире. Вместе на скрытом острове Ач-То Рей и Люк Скайуокер воплощают в жизнь некоторые из этих идей. Люк, например, использует эти принципы, когда просит Рей сосредоточить свое внимание внутрь себя, использовать преднамеренность и наблюдение, чтобы она могла углубить понимание. Хотя поначалу он сопротивлялся, Люк начинает учить Рей Силе. Он описывает это как энергию «между всеми вещами». Это баланс. Это внутри нас. Это связывает нас. Люк также суров в своих предупреждениях о Силе. «Это не та сила, которой вы обладаете», — возражает он. Сила на этот раз становится кристально чистой. Дело не в генетике. Или IQ. Что-то, с чем мы рождаемся. Проще говоря, это наша способность замечать. И самое сильное заявление, которое делает Люк, заключается в том, что Сила не принадлежит джедаям и, следовательно, Сила не принадлежит никому, даже тем, кто может ее использовать. В обучающий момент Люк просит Рей задействовать эти принципы, протянуть руку «своими чувствами». Когда она успокаивает свое тело и разум, Рей начинают охватывать видения. Темное место зовет ее. Когда она выскальзывает из медитативного видения, Люк приходит в ужас. «Ты ушла прямо в темноту», — со страхом говорит он ей. «Он предложил тебе то, что тебе было нужно… ты не сопротивлялась».

Важно отметить, что для достижения состояния осознанности не требуется никакой предварительной подготовки или уровня навыков. Один ключевой аспект должен быть ясен: внимательность не обязательно означает оставаться «неподвижным». Когда мы переживаем эмоциональную травму, наш разум часто наполняется гневом, яростью, ненавистью к себе и другими негативными чувствами. В ответ и в качестве защиты мы хотим избежать этих интенсивных и угрожающих мыслей и эмоций.

Постоянное и пристальное внимание к нашему внутреннему опыту иногда невыносимо, особенно если оно предполагает контакт с травмирующими мыслями, образами, воспоминаниями или даже физическими ощущениями. Для переживших травму полная тишина просто невозможна и даже не рекомендуется. Например, при обучении деятельности осознанности. практикующие целители хотят свести к минимуму потенциальную опасность медитативных состояний для переживших травму, которые могут воспринимать неподвижность своего тела как триггер или повторную травму. Сочетание осознанности и движения (дыхание, йога, звук, музыка и т. д.) иногда может быть более полезным, чем традиционная медитация по этим причинам.

Противостояние страху

На священном острове Ахч-То Рей рассказывает Люку об изменениях, которые она замечает. «Что-то внутри меня всегда было там», — признается Рей. — «А теперь оно проснулось. И я боюсь». В момент одиночества Рей снова обращается к Силе своими чувствами и чувствует притяжение к пещере, расположенной под морскими скалами. Убежденная, что в пещере могут быть ответы, Рей спускается в темноту, позволяя своему разуму вернуть ее в прошлое. В сказочной сверкающей комнате Рей приближается к отражающей стене. Она видит несколько образов себя, отраженных ей более сотни раз. «Позвольте мне увидеть их, — командует она, — моих родителей». Два смутных, неясных, далеких изображения начинают приближаться к ней по ту сторону размытого стекла. Они превращаются в человеческие тела. Тогда это просто отражение самой себя. Она смотрит в собственное лицо. Ее собственное отражение. Рей никогда не чувствовала себя такой одинокой.

Пещера Ахч-То – испытание. Здесь Рей столкнулась лицом к лицу со своим страхом, со своим главным беспокойством о том, что она может никогда не узнать, откуда она родом и кто она на самом деле. Рей спрашивает себя, что она должна вынести, чтобы найти себя. Это одиночество, изоляция, рассеянность. Она видит себя раздробленной, расколотой на части. Рей одновременно ничто и все. К своему удивлению, Рей не находит ответа в пещере. Вместо этого ее встречают тишина, одиночество и очень малое отражение в ней. Пещера говорит ей, что то, откуда она пришла, не является тем ответом, который она ищет. Хотя она чувствует разочарование, этот момент передает растущее самосознание Рей. Рей удается совладать со своим страхом сильным способом. Она принимает страх, незнание и осознание того, что личность, которой она должна стать, определена внутри.

Сила мышления роста

Представьте, если бы вас попросили идентифицировать себя. Укажите на себя и произнесите свое имя вслух. Естественно, вы, вероятно, направили руку к груди и указали на сердце. Наша самооценка кажется интуитивно представленной в наших сердцах, а не в наших головах или умах. Как оказалось, элементы, которые делают нас такими, какие мы есть, — наши способности и таланты — на самом деле могут определяться не тем, что у нас в голове, а силой нашей мотивации, нашим стремлением, искрой внутри нас. Не там ли живет личность?

Стэнфордский психолог и исследователь Кэрол Двек наиболее известна тем, что синтезировала эти идеи об индивидуальном росте и личности. Она утверждала, что одно из самых основных убеждений, которых мы придерживаемся в отношении людей, во многом связано с тем, как мы рассматриваем личность. Дуэк утверждала, что фиксированное мышление означает, что мы рассматриваем наш характер, интеллект и творческие способности как статические. Рей, например, могла изначально полагать, что ее способности были «заданы» ее историей, ее родителями, откуда она родом. Эти убеждения поначалу сдерживали ее потенциал. Конечно, она была находчивой на Джакку, но ее самооценка была строго зависима от ее воображаемых связей с родителями.

С другой стороны, человек с установкой на рост преуспевает в преодолении трудностей, выходит за заранее установленные пределы и воспринимает неудачу не как свидетельство неумения, а как мощный трамплин для роста. Как оказалось, учащиеся с установкой на рост — потому что они верят, что могут стать умнее и поэтому направляют усилия на рост и обучение, — демонстрируют более высокие уровни успеваемости по сравнению со школьниками с установкой на данность.

Рей как джедай первого поколения

За время своей жизни на Джакку Рей осваивает ряд навыков выживания, создает инструменты и оружие и умудряется сохранять сердце, полное щедрости и сострадания. В некоторых случаях Рей приобретает навыки, наблюдая за другими торговцами и инопланетянами, которые были более опытными, чем она. В других случаях Рей учится на собственных ошибках и неудачах и упорствует в надежде, что ее выживание приведет к воссоединению с родителями. Рей может использовать свою существующую интуицию и жизненный опыт. Используя сильную волю, она может получить доступ к способностям, в которых она даже не была уверена. Впечатляет то, что Рей использует самомотивацию, сосредоточенность и решимость, чтобы превзойти пределы собственного разума.

Например, благодаря этой внутренней силе воли она сопротивляется попытке Кайло Рена использовать Силу, чтобы вторгнуться в ее разум и воспоминания во время допроса на базе «Старкиллер». Хотя она никогда раньше не использовала это оружие, она направляет к себе световой меч Люка Скайуокера, зажигает его и в конечном итоге вступает в бой, чтобы победить Рена, которого формально обучал его дядя в Академии джедаев.

Рей считается нетрадиционной ученицей джедая. То есть Рей начала свое обучение в более позднем возрасте по сравнению с юными учениками-падаванами, которых набирали и подбирали к наставникам в раннем детстве. Рей не получила преимуществ от того, что выросла среди других членов Академии джедаев. У нее не было ранее существовавших знаний об учениях Силы; ее воспитывали не взрослые, которые завершили эти традиции и передали ей принципы.

В отличие от кого-то вроде Кайло Рена, Рей не воспитывали родители, которые были образованными, опытными и уже подключенными к системе, от которой она в конечном итоге могла бы извлечь выгоду с точки зрения ранней культурной обработки.

В широком смысле, студент колледжа в первом поколении — это тот, кто первым в своей семье посещает колледж. Будучи молодым учеником, Рей может иметь некоторые общие черты с опытом первого поколения, в том числе отсутствие «готовности к поступлению в колледж» (например, отсутствие формального опыта работы с мастерами-джедаями, знакомство с аналогичным учебным планом или прямое обучение принципам это может привести к формальному участию в программе) до того, как Люк будет принят в ученики. Подобно ученикам первого поколения, Рей изначально не была знакома со строгостью и ожиданиями формальных уроков джедаев, поскольку у нее не было родителей, которые были бы доступны или имели ресурсы, чтобы должным образом подготовить ее к такому формальному образованию.

Как и у других учеников первого поколения, у Рей не было ранних возможностей проводить время с ключевыми членами сообщества (в ее случае с обученными джедаями, членами совета, бойцами сопротивления, историками и т. д.), она полагалась на свои собственные внутренние ресурсы для достижения успехов в учебе. И она упустила ресурсы и материалы, которые могли помочь ей развить концентрацию и энергию, необходимые для успеха.

Отсутствие поддержки семьи — еще одна проблема, с которой столкнулась Рей и которая соответствует опыту Первого поколения. При недостаточном уровне эмоционального поощрения — в случае Рей, никакой поддержки, учитывая, что она осиротела – ученица первого поколения подвержена низкой самооценке из-за отсутствия опыта и чувства неуверенности в себе или синдрома самозванца. Как и большинство учеников первого поколения, сверстники Рей могут задаться вопросом, есть ли у нее «настоящие способности», которые есть у них. Кайло Рен, например, утверждает, что Рей не обучена и не может контролировать свою силу.

Джедаи, судьба и селф-детерминизм

Иногда мы так долго держимся за мечту, что уже не мыслим себя без нее. Мы сливаемся с ней. Мы даже отвергаем доказательства, говорящие нам, что это никогда не станет реальностью. Когда Рей встречает людей, которые завязывают с ней серьезные отношения, мечта о встрече с ее родителями начинает таять. Эти новые связи начинают удовлетворять стремление Рей принадлежать семье.

Хан, отцовский техник, который видит за пределами своей малости. Маз, мудрый и добрый историк. И Люк, закаленный наставник, нуждающийся в ее сострадании. По мере того, как Рей становится более проницательной из их учений, тоска по ее биологическим родителям ослабевает. Одна из самых больших проблем Рей в ее саморазвитии представлена ​​Кайло Реном, который признает, что ее сильное желание принадлежать остается. «Твои родители выбросили тебя, как мусор», — издевается над ней Рен в попытке отвлечь ее от Сопротивления. После того, как Рен и Рей объединили усилия, чтобы победить Верховного лидера Сноука и его охранников Первого Ордена, Рей несколько больше доверяет Рену. Его обвинения в адрес ее родителей до сих пор глубоко ранят. «Они были грязными торговцами барахлом, которые продали тебя за выпивку», — убедительно говорит Рен.

Мысль о том, что ее родители не имеют значимого места в ее собственной истории, разрушает существующую схему Рей, но также дает ощущение освобождения, которое она, возможно, готова почувствовать. Ее происхождение, ее гены, ее происхождение — в «Последних джедаях» ей говорят, что все это не имеет значения. Рей несет с собой тяжесть своих невзгод и травм, но у нее также есть и собственные достижения. Ее таланты. Ее могущество. Каждый дар, который воплощает в себе Рей, теперь имеет другое значение, потому что она создала их, направила их, сражалась за них сама. Способность Рей использовать энергию Силы во многом обязана ее собственной силе воли и упорству, а не какой-то наследственной черте. Внутренний дух, который подтолкнул ее к джедаям, принадлежит ей самой. Рей может создать свой собственный путь.

Детская вера Рей в то, что биологический детерминизм определяет ее поведение и даже решение о ее будущем, ослаблена ее растущим любопытством к свободному выбору. Самоопределение — важное психологическое понятие, относящееся к нашей способности делать личный выбор и управлять собственной жизнью. Эта способность играет важную роль в нашем психическом здоровье и благополучии, главным образом потому, что она позволяет нам контролировать наше окружение, отношения и будущее. Самоопределение также влияет на мотивацию: мы чувствуем большую мотивацию действовать, решать проблемы, избавляться от неприятностей, когда чувствуем, что то, что мы делаем, повлияет на результат. Но веры в себя не всегда достаточно. Нас подталкивает позитивная поддержка, люди, которые поощряют, воспитывают и учат нас нашей собственной внутренней силе. Маз, Хан, Финн, Лея и Люк продвигают Рей на пути к личному успеху.

Несмотря на то, что принцип джедаев предупреждает нас о том, что страх ведет к ужасным вещам, Рей показывает нам, что страх может привести к значительным изменениям. Она показывает нам, как трансформирует свою неуверенность, страх и бессвязность в свободную волю. Противостояние страху открывает ее готовность понять боль и страдание.

Противостояние страху учит ее преодолевать ограничения собственного неподвижного ума.

Говоря о детерминизме, на ум снова приходят мудрые слова Люка о Силе, собственности и свободе воли. Мы не обладаем Силой. Мы не можем владеть энергией, которая связывает нас с другими существами в этой вселенной. Но когда мы желаем себя, мы можем соединиться с этим таким образом, что трансформирует нас за пределы наших фиксированных ограничений. Мы тоже свободны. Рей напоминает нам, что мы можем подняться из чего угодно. Мы никогда не застреваем. У нас есть выбор.

Полностью доверившись Силе, Рей успешно спасает небольшую группу бойцов Сопротивления и кладет конец душераздирающей битве при Крэе. Рей может получить доступ к ясности и концентрации, необходимым для подъема тяжелых валунов, которые заманили генерала Органу и уязвимую команду в горную базу. Она садит каждого члена на «Тысячелетний сокол», имея достаточно времени, чтобы сбежать от Первого Ордена. Как только она собирается закрыть двери «Сокола», Рей делится еще одним взаимодействием через Силу с Кайло Реном. Глядя на него сверху вниз, она делает сознательный, преднамеренный выбор, чтобы разорвать связь и двигаться дальше. В этот момент Рей узнает, что она самореализуется, когда реализуются ее компетентность, связь и автономия, а не когда она следует по пути, определенному другими.

Рейтинг статьи

Средняя оценка / 5. Голосов:

Поделитесь статьей
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии